Нужна продуманная, серьезная политика профессионального образования. Нам нужно перейти к принципу бюджетного инвестирования: покупать программы, а не покрывать затраты. Не исключено, что в этом случае узнаем о тех учреждениях, которые, получая бюджетное финансирование, интенсивно работают на экономику, обеспечивая потребность в кадрах той или иной квалификации. При этом мы должны бороться за защиту бюджетного финансирования: за сохранение на должном уровне выделяемых средств, потому что это гарантия государства на обеспечение доступности образования, а следовательно, социальной защиты подрастающего поколения. Государство за свои средства должно получать нужные ему кадры. Все остальные деньги учреждения должны получать за оказываемые ими образовательные услуги. Это будет справедливо по отношению к государству и к потребителям кадров – частным предпринимателям.
Каким может и должно быть софинансирование учреждений профобразования со стороны предпринимателей? С экономической точки зрения этот вопрос нынче совсем непростой. Сегодня предприниматель оплачивает профучреждениям образовательные услуги исключительно повышенной заработной платой и ничем иным. Он повышает зарплату квалифицированным рабочим и тем самым оплачивает их подготовку.
Следующая проблема – государственный заказ на подготовку кадров. Готовясь к заседанию правительства, на котором рассматривался этот вопрос, комитеты экономического развития и образования по просьбе Валентины Ивановны Матвиенко провели пять совместных коллегий по отраслевому принципу. Я участвовал в коллегии, посвященной подготовке кадров для транспорта, где были приведены потрясающие аналитические данные. Оказалось, что текучесть кадров на предприятиях автотранспорта равна 27%, несмотря на то что у них есть свои центры, не справляющиеся с подготовкой рабочих, но расходующие на шестимесячные курсы половину от суммы, требующейся на обучение учащегося НПО в течение года. Так дорога эта подготовка в центрах для отрасли, но тем не менее текучесть кадров от этого не снижается, а, наоборот, растет год от года. Когда был готов проект решения, то я увидел, что в одном из пунктов городскому Комитету по образованию вменялось в обязанность удовлетворение заявок города на подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей экономики. Меня эта запись просто поразила: система образования – не киоск, принимающий заявки. Необходим заказ на подготовку, причем заявки должны быть оформлены в правовом отношении. То есть если предприятие дает заявку, то оно должно взять на себя обязательство на трудоустройство выпускников, дать места для производственной практики.
Виктор ШАПКИН, директор Санкт-Петербургского института повышения квалификации работников образования
Комментарии