В настоящее время Департамент образования как орган исполнительной власти обеспечивает создание условий для получения качественного доступного образования для всех детей с учетом их психофизиологических особенностей и индивидуальных возможностей, оставляя право выбора образовательной организации и форм обучения за родителями или законными представителями детей.
Москве сформирована и работает система оказания качественных и доступных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Сегодня в школах Москвы обучают более 53 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, из них более 20 тысяч – дети-инвалиды, из них осваивают программы:- дошкольного образования – 5148 детей-инвалидов,- общего образования, в том числе по адаптированным программам, – 13 498 детей-инвалидов;- среднего профессионального образования – 1878 детей-инвалидов.Для реализации образовательных запросов московских семей и обеспечения доступности дошкольного образования созданы вариативные формы дошкольного образования.В столице все дети-инвалиды и дети, родители которых инвалиды, обеспечены местами в дошкольных отделениях образовательных организаций. Детям-инвалидам предоставляют право на первоочередное зачисление в дошкольное отделение школы или в детский сад. В столице развивают сеть адаптированных групп кратковременного пребывания:- количество групп компенсирующей направленности в ОО – 2318;- количество групп комбинированной направленности, в которых успешно реализуют инклюзивные практики, совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, в ОО – 724. Для поступления с 1 сентября 2015 года и в последующие годы зарегистрированы более 2 тыс. детей-инвалидов.В связи с организацией обучения по индивидуальным образовательным планам и необходимостью увеличения времени для освоения Стандарта, ограничений по возрасту для детей-инвалидов нет и услуги по получению общего образования финансируют в полном объеме. В настоящее время 3751 обучающийся старше 18 лет получает образование, из них в учреждениях, подведомственных Департаменту образования, – 2352.По Закону «Об образовании в РФ» любая образовательная организация может и должна предоставить ребенку любые образовательные программы, любые формы обучения. Москва, выполняя обязательства по сохранению гарантии на получение образования, решает такие задачи:- сделать школу рядом с домом доступной и удобной и для детей-инвалидов; – расширить их круг общения и возможностей;- обеспечить ребенку-инвалиду достижение такого образовательного результата, который в дальнейшем определит его жизнь и место в обществе как равного среди равных.В 2011 году 79 столичных коррекционных школ обучали таких детей по специальным коррекционным программам, но только 1607 специалистов и педагогов умели работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Путь мамы с ребенком до школы подчас занимал до полутора часов. В 2015 году все эти 79 образовательных подразделений сохранены, из них в организациях Департамента социальной защиты населения (специальные (коррекционные) образовательные организации, сменившие ведомственное подчинение) – 19, для детей-сирот – 7, 19 специальных (коррекционных) организаций вошли отдельными подразделениями в состав общеобразовательных школ, увеличив спектр реализуемых адаптированных программ, но к ним прибавились 316 школ по месту жительства, в которых дети-инвалиды имеют все необходимые условия, квалифицированных специалистов, педагогов и включены в общую образовательную деятельность: уроки и кружки, праздники и олимпиады, походы и экскурсии. Число московских семей, предпочитающих для своего ребенка-инвалида инклюзивную школу, в 2014 году возросло почти на 2000 (в 2011 году – 6786, в 2014-м – 8136).Выросло и количество педагогов, специалистов, готовых ответить на запросы таких семей: в 2013 году их было 42661, а в 2014-м – 63991. В штатное расписание образовательных организаций, в которых обучают детей-инвалидов, включены более 200 ставок тьюторов.Создана и работает межведомственная рабочая группа (департаменты образования, здравоохранения, социальной защиты населения, главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве) по разработке специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов. Как результат – комплексное сопровождение особого ребенка в образовательном пространстве города при осуществлении межведомственного взаимодействия всех заинтересованных ведомств.Основание для создания специальных условий обучения и воспитания для реализации адаптированных программ для детей, не имеющих статуса «ребенок-инвалид», – заключение центральной психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»). Миссия ЦПМПК – обеспечение права ребенка на образование, адекватное его уровню развития и возможностям здоровья путем выявления специальных образовательных потребностей и определения условий, необходимых для развития ребенка, получения образования, адаптации и социализации. Создание единой ЦПМПК позволяет реализовывать единый алгоритм получения данной услуги на территории города. Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых государственными (выполняемых) организациями, находящимися в ведении Департамента образования, утвержденный приказом ДОгМ от 9 декабря 2013 г. №823, в рамках государственного задания предусматривает:Государственные услуги:- «предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья»;- «предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».Государственные работы: – «предоставление психолого-педагогического сопровождения и методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ»;- «проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников».Образовательные услуги по адаптированным образовательным программам предоставляют в полном объеме, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяют адаптированной программой и индивидуальным учебным планом в соответствии с медицинским заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.Обучение московских школьников сегодня обеспечено нормативным финансированием по государственному заданию, которое получает учреждение на каждого обучающегося.На ребенка-инвалида нормативы в соответствии с введенными коэффициентами возрастают в 2-3 раза. Таким образом, финансовое обеспечение на такого ребенка превышает 400 тысяч рублей в год.Большие московские школы равных возможностей способны обеспечить любые специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями: специальные программы и учебники, помощь тьютора или ассистента, подъемники и технические средства обучения. При достойном финансировании ребенка-инвалида школа охотно берется за его обучение, расширяет образовательные, социальные и коммуникативные возможности и детей-инвалидов, и здоровых ребят, их сверстников.
Комментарии