search
main
0

Образование и культура должны говорить на одном языке

Владимир Путин принял участие в конференции Общероссийского народного фронта «Форум действий». На конференции выступила Любовь Духанина. Она ответила на вопросы тех, кого интересуют проблемы развития образования и культуры.

Любовь ДУХАНИНА, член Общественной палаты РФ, президент образовательного холдинга «Наследник»:- Мы впервые собрались вместе – представители образования и культуры – на дискуссионной площадке «Образование и культура как основа национальной идентичности», потому что, конечно, одной из главных задач сегодня нашего общества стала задача формирования нашей идентичности, привитие молодому поколению любви к нашему Отечеству. Сделать это в рамках только образования невозможно, поэтому мы работали вместе с представителями культуры. Конечно, мы обсуждали и отраслевые проблемы: и зарплату, и инфраструктуру, и платность образования, и репертуары театров, и отсутствие современной хорошей литературы для подростков, и многое другое, но главное, на чем мы сосредоточились, – это необходимость работать вместе, чтобы достигать ту главную цель, которую мы вынесли в название нашей площадки. Главной темой обсуждения фактически стал русский язык, и не только потому, что русский язык – это язык, на котором говорят все граждане нашей страны вне зависимости от национальности, вероисповедания, а потому, что русский язык – одна из духовных скреп нашего общества. Нас беспокоит состояние русского языка, с раннего возраста ребенок находится в языковой среде, чуждой родному языку. Рекламы, вывески формируют ассоциацию у ребенка, что самое современное связано с иностранным языком. Многие об этом говорят.Совершенно недавно была прекрасная Международная ярмарка интеллектуальной литературы в ЦДХ, но название у нее было «Нон-фикшн». Почему? С огромной душой наши зрители восприняли такую программу, как шоу «Голос», но именно у наших граждан появились вопросы, почему песенный репертуар в основном на английском языке. Мы прекрасно понимаем, что это не только вопрос к исполнителям и организаторам этой передачи, этот вопрос можно отнести и к нашим представителям культуры, это вопрос песенного современного репертуара нашей эстрады. Нас беспокоит наличие большого количества ненормативной лексики в литературе для детей, для подростков, вообще в современной литературе. Много слов-заимствований приходит одновременно с процессами модернизации, сейчас нам предлагают всех мастеров производственного обучения назвать тьюторами. Это что означает? Мастер производственного обучения уже не должен учить наших юношей и девушек каким-то практическим навыкам, которые дают основу профессии, а только сопровождать с помощью консультаций личностный рост этих людей? У нас иное сложившееся понимание мастера производственного обучения в нашем языке. Вообще в языке слово «мастер» имеет очень многослойное, многофункциональное значение, это один из кодов, из которых складывается матрица нашей идентичности. И когда мы начинаем выбирать, убирать, менять какой-то из кодов, может рушиться эта матрица. Все педагогическое сообщество с огромной радостью восприняло предложение Президента РФ восстановить статус сочинения в школьном образовании. Уже идут активные обсуждения, каким должно быть это сочинение – узколитературным либо сочинением на свободную тему; как нам включить в действующую систему аттестации сочинение, сделав это очень органично; когда его писать – в 10-м или 11-м классе. Важно, чтобы, прежде чем ввести, мы смогли обсудить эти детали, чтобы не умалить тот замысел, который был в этом предложении. Нам, конечно, нужна программа поддержки русского языка внутри страны. У нас есть программа поддержки русского языка за рубежом, члены Народного фронта, а в нашем составе очень много преподавателей, директоров школ, готовых работать над этой программой. А начать бы мы все-таки могли с темы вывесок, такой простой и очень понятной, ведь все граждане хотят читать вывески все-таки на русском языке. Хорошим примером совместной работы образования и культуры стало бы использование колоссального культурного наследия для образования нашего поколения. Ученик учится не только в рамках и в стенах класса, в рамках и стенах школы. У нас колоссальное количество интереснейших исторических, литературных, естественных музеев. Они могли бы стать хорошими учебными пособиями для наших детей. Именно в стенах музея ребенок может принять историю страны, ее культуру как часть своей жизни, как гордость за свою страну. Находясь в помещениях военно-исторических музеев, размышления о гражданском долге, о любви к Отечеству, о чести дети воспринимают как нормальную нравственную ценность достойного гражданина. Нам нужно, чтобы наши дети чаще посещали музеи, чтобы наши учителя имели право сами проводить уроки в музеях, чтобы наши музейные работники создали те образовательные программы, которые мы могли бы включать внутрь образовательных программ конкретного предмета и засчитывать это как пройденный материал. Но сегодня, прежде чем учитель идет со своим классом в музей, предварительно заказав экскурсию, он должен собрать письменные согласия от каждого родителя на посещение конкретного музея в конкретное время в сопровождении конкретного учителя, затем издается приказ по школе. Может, все-таки эта норма излишняя? Вне зависимости от наличия или отсутствия этих документов учитель отвечает за жизнь ребенка, это одна из прекрасных традиций российского образования. Когда мы переходим улицу, мы полагаемся не на хорошо написанные правила дорожного движения или на прекрасную работу ГИБДД, мы на самом деле полагаемся на ответственность тысяч водителей, которые сидят за рулем машин. Я предлагаю доверять учителю и отменить лишние документы. Мы обсуждали много вопросов в связи с Годом культуры. Нас беспокоит, что наши дети не знают нашу страну, наши регионы, несмотря на то что они живут в них. Чаще российские дети уже знают другие зарубежные страны. Заходя в книжные магазины, мы можем совершенно спокойно купить путеводители, в которых рассказывается о том, что можно посмотреть в Лондоне, Париже, но очень сложно приобрести подробную информацию, что мы можем посмотреть в наших регионах. Народный фронт вместе с Министерством культуры РФ мог бы реализовать такой проект, как «Культурная карта регионов». Регионы создали бы вместе с нами свои карты, в которых бы описали все свои историко-культурные памятники, музеи, театры – все то, куда может пойти наш родитель, ребенок, учитель. Конечно, это можно сделать и в печатном виде, и в виде электронных ресурсов, и в виде мобильных приложений. И педагоги, и представители культуры, и общественные деятели очень переживают за ситуацию, складывающуюся в образовании. Не всем понятны цели модернизации, есть переживания о том, как будет реализован Закон «Об образовании в РФ», несмотря на то что это действительно современный эффективный закон. Мнение по поводуВладимир ПУТИН, Президент РФ: – В прежние времена очень широко использовали возможности наших музеев в образовательном процессе, мы регулярно ходили и в Эрмитаж, и в Русский музей, и в этнографический музей, это стало частью моего общего образования, так же как и других ребят, с которыми я учился в школе, а затем и в университете. Но нужно, конечно, чтобы и музейное, и преподавательское сообщество двигались навстречу друг другу и помогли друг другу.  Дисциплинированность водителей связана, хорошо это или плохо, с общей культурой, это отражение общей культуры. Как человек ведет себя на дороге, так он ведет себя в жизни. Развитие внутреннего туризма чрезвычайно важная вещь, особенно для удаленных районов страны. Скажем, в Калининграде, наверное, скоро вырастет поколение подростков, молодых людей, которые уже многократно побывали в Польше либо Германии, но ни разу не были на других территориях Российской Федерации, кроме Калининградской области. Безусловно, об этом нужно подумать, нужно это сделать и в интерактивном формате, и в живом. Людмила ШВЕЦОВА, заместитель председателя Государственной Думы РФ, депутат от Москвы в Госдуме РФ:- Наша секция «Социальная справедливость» обсуждала важные проблемы, ведь это та линия борьбы, которая проходит через жизнь конкретных людей, конкретной семьи. Мы, кстати, вспоминали фразу Президента РФ о том, что каждый рубль, вложенный в социальную сферу, должен быть инвестицией в справедливость. Закон «Об образовании в РФ» дает возможность работодателям – а во многих случаях работодатели – наши региональные руководители – заключать целевые соглашения со студентами даже за три месяца до окончания вуза, на третьем-четвертом курсах. Единственное, что при заключении такого соглашения, безусловно, работодатель должен предложить социальный пакет, наверное, в каждом регионе могут подумать в зависимости от потребности кадров, какие социальные пакеты они могли бы предложить. Арина ШАРАПОВА, телеведущая: – Кроме своей основной профессиональной тележурналистской деятельности я сейчас занимаюсь темой дополнительного образования, совместно с Московским государственным университетом мы создали творческий проект «Школа искусств и медиатехнологий». Университет в этом смысле – один из самых мощных и мудрых институтов нашей страны, потому что они думают о детях школьного возраста и дают возможность дополнительного образования в своей замечательной программе, на мой взгляд, «Университет – школьникам». Но очень много моих коллег, которые тоже открывают подобного рода системы дополнительного образования, натыкаются на такое количество проблем! Это люди, которые имеют отличный профессиональный опыт, много знают и могут поделиться со школьниками, тем более что сама тема дополнительного образования, на мой взгляд, играет невероятно важную воспитательную роль, и не только в области образования: дети заняты после школы, не болтаются на улицах. Но по системе дополнительного образования нам не идут навстречу, я уже не говорю об отсутствии строки в бюджете на дополнительное образование в принципе. Есть хорошо известная организация – Агентство стратегических инициатив, с которым я периодически сотрудничаю. У них есть замечательные проекты по дополнительному образованию. Может быть, нужно эти проекты рассмотреть, во всяком случае, с помощью АСИ и общества внедрить их в систему дополнительного образования. Елена БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, доверенное лицо Президента РФ: – В классах 25 человек – в первом классе иногда бывает от 7 до 10 человек нерусскоговорящих детей-мигрантов. Что делать?Мнение по поводуВладимир ПУТИН, Президент РФ:- Нужно учить русскому языку. Я понимаю, что это сложно. Это значит, что своевременно надо включать государственные ресурсы на решение проблемы, увеличение интереса и уровня качества преподавания русского языка. С детского сада нужно это делать, а если так получилось, что какие-то дети оказались вне этой системы, нужно создавать дополнительные условия, обратить внимание региональных властей на эту проблему с тем, чтобы какой-то особый был подход к таким детям, выработать меры поддержки для учителей, которые сталкиваются с такими проблемами. Наталья ГОРБАЧЕВА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №1787:- Родители готовы к тому, что должна повыситься оплата за пребывание ребенка в детском саду, но мы должны определить законодательно наивысшую сумму, за предел которой не должны выходить. И параллельно – определить меры социальной защиты семей с низким уровнем дохода. Мнение по поводуВладимир ПУТИН, Президент РФ: – Мы знаем, что происходило в этой сфере, как она трансформировалась. Связано это прежде всего, конечно, с недостатком мест в детских дошкольных учреждениях. У нас действовала норма, согласно которой если расходы семьи на детский сад превышали 20 процентов, то соответственно включались известные инструменты регионального уровня, были приняты другие решения, которые поставили вопросы социальной справедливости на первый план. Мы обязательно должны к этому вернуться, сделать вид, что этой проблемы не существует, неверно, нужно обязательно этим озаботиться. Правительству я обязательно поручу этим заняться и в ближайшее время представить свои предложения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте