search
main
0

Образование должно быть доступным и качественным

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко провела в МГУ им. М.В.Ломоносова заседание Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации, посвященное проблемам повышения доступности и качества российского образования. В заседании приняли участие представители федеральных и региональных властей, экспертного сообщества, преподаватели высших и средних учебных заведений.

В ​рамках дискуссии члены совета  рассмотрели  вопросы  выполнения в регионах указа Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части нормативно-правового обеспечения повышения доступности и качества российского образования, высказали мнения по проекту федерального закона «Об образовании в РФ».Валентина Матвиенко считает, что число высших учебных заведений в России избыточно, но проводить их объединение нужно на основе разумной стратегии, по ее мнению, прежде чем начинать процесс слияния вузов, нужно представить обществу, образовательному сообществу, ректорскому корпусу и студентам идеологию этого процесса, стратегию, этапность, так как  укрупнение вузов без разъяснения может вызвать социальное напряжение:  «Решение по слиянию должно быть объективным и базироваться на четких и понятных критериях. Они в том числе должны учитывать региональный и отраслевой факторы. Сокращать надо не старейшие университеты с уникальным профессорско-преподавательским составом, а вузы, которые не отвечают критериям качественного образования. С 1990-х годов в стране было открыто много таких высших учебных заведений, которые и вузами-то назвать нельзя». Ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова,  член Научно-экспертного совета при спикере СФ,  академик Виктор Садовничий тоже считает, что нужно принимать решение по учебным заведениям, дискредитирующим систему образования в РФ, он  подтвердил, что сегодня наблюдается  падение уровня отечественного образования, в частности, вследствие роста числа вузов, необоснованного реальной потребностью рынка: «Если в советское время было порядка 600 высших учебных заведений, то сейчас действуют более 3,5 тысячи вузов и их филиалов». В.Садовничий привел данные мониторинга российской высшей школы, согласно которым  уже выявлено 126 вузов с признаками неэффективности, почти половина действующих филиалов высших учебных заведений также не отвечают критерию эффективности, причем в зону риска попали не только региональные учебные заведения, но и вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Виктор Антонович  считает важным  сохранение региональных университетов:  «Университет в регионе – источник кадрового потенциала, точка роста, нельзя упразднять и отраслевые университеты, например аграрные, даже если они уступают классическим, так как России нужны разные университеты – классические и отраслевые, федеральные и региональные».Экс-министр образования и науки РФ, а ныне помощник Президента РФ Андрей Фурсенко напомнил, что процесс реорганизации российской высшей школы обусловлен в первую очередь демографией, так как число выпускников школ за последние годы сократилось почти вдвое – с 1,4 миллиона до 730 тысяч,  поэтому система образования при таких переменах не может оставаться прежней. Говоря о критериях отбора вузов под сокращение, Андрей Александрович  выразил мнение, что требования к московским учебным заведениям должны быть жестче: «Нельзя концентрировать образование в одном месте. Сформировать образовательную сеть – наша геополитическая задача. Повышение качества образования на местах – ключевой фактор развития регионов».Председатель Счетной палаты РФ, сопредседатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин считает, что расширение сети негосударственных вузов и бесконтрольный рост студентов, особенно обучающихся на платных отделениях, привели к существенному снижению качества высшего образования в РФ:  «Сегодня у нас первое место в Европе и второе в мире после Казахстана по числу студентов». Сергей Вадимович убежден, что надо ввести общественную аккредитацию вузов. Тем более что Ассоциация юристов уже имеет опыт аккредитации юридических вузов и факультетов, который можно использовать  в процессе реорганизации высшей школы в России.Участники Научно-экспертного совета  одобрили идею создания российского рейтинга вузов.«Почему российские вузы не попадают в зарубежные рейтинги? Может быть, стоит подумать над тем, чтобы создать свой авторитетный рейтинг?» – предложила Валентина Матвиенко. Ее поддержал Виктор Садовничий: «Большинство известных рейтингов разрабатывают в соответствии с западными образовательными традициями, не всегда прозрачной методикой и экспертной оценкой. В российском образовании своя система координат. Поэтому наши вузы в иностранных рейтингах чаще всего не занимают высоких позиций. Российский союз ректоров уже выступал с инициативой разработки отечественной системы рейтингов высших учебных заведений с учетом особенностей российского образования». Виктор Садовничий подчеркнул, что вопрос о  системе оценки эффективности вузов ставят во всем мире, это настолько важно, что некоторые европейские вузы уходят из популярных систем рейтинга, так как не считают их оценку объективной, а Андрей Фурсенко заметил, что один из критериев международных рейтингов –  востребованность выпускников, а в России не должным образом обстоят дела со статистикой по этому вопросу. Научно-экспертный совет предложил создать рабочую группу по разработке методологии и критериев определения рейтингов российских вузов.Члены совета уделили внимание проблеме малокомплектных школ. Представители региональных парламентов подчеркивали необходимость того, чтобы в проекте нового закона «Об образовании в РФ» финансирование таких учебных заведений не зависело от числа учащихся. В качестве аргумента указывалось на появление в таком случае финансовой возможности использовать современные методики преподавания, в том числе удаленного обучения.Валентина Матвиенко согласилась с тем, что необходимо законодательное урегулирование этого вопроса: «Мы в ходе обсуждения нового закона об образовании получили очень много предложений от регионов. Вопрос малокомплектных школ поднимают все субъекты Федерации. Он должен найти отражение в обсуждаемом законе, внесенном в Государственную Думу».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте