search
main
0

Образование детей – дело святое

​24 января 2011 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». Участников чтений приветствовали в своих посланиях Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Владимир Путин. C докладами на форуме выступили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

На церемонии открытия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко вручили диплом I степени победительнице Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя», который ежегодно проводится Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Русской православной церкви при поддержке полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах,  директору НОУ Школы «Живоносный Источник», кандидату педагогических наук Е.Макаровой.26 января 2011 года в храме Христа Спасителя состоялась церемония закрытия XIX Международных Рождественских образовательных чтений. В рамках церемонии закрытия прошло награждение победителей и лауреатов VI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Детям, занявшим первые места, были вручены патриаршие грамоты. Все победители получили грамоты председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви епископа Зарайского Меркурия и памятные подарки, награды получили и победители конкурса фотографий для профессионалов и любителей «Вера в России». С концертом для участников Чтений выступил сводный хор Московских духовных школ под руководством игумена Никифора (Кирзина).Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: – Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Образование – важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральный вопрос в этом блоке – преподавание основ православной культуры в средней школе, но есть и другие важные аспекты. По предложению лидеров традиционных религий Президент России в 2009 году принял решение о проведении федерального эксперимента преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в нескольких регионах страны с последующим распространением его на всю территорию государства с 2012 года. Главная цель проекта – посредством общеобразовательной школы обеспечить возвращение в наше общество знаний о глубинных корнях культуры российского народа. 21 регион России участвует в первом этапе федерального эксперимента по введению основ религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ). Двадцать один регион России участвует сейчас в апробации, в ней уже приняли участие около 240 тысяч пятиклассников, и такое же количество четвероклассников включается в эксперимент с начала 2011 года. Общее количество школ, в которых преподается ОРКиСЭ, -10 тысяч, в них различные модули этого курса преподают около 15 тысяч учителей. Несмотря на то что до конца апробации еще далеко, можно говорить о некоторых существенных тенденциях, выявившихся на начальной фазе. Хотел бы в этом разговоре опереться на данные социологического исследования, проведенного в октябре 2010 г. по заказу Общественной палаты Российской Федерации в рамках подготовки к слушаниям по итогам первого этапа апробации.Итак, абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению ОРКиСЭ, относятся к преподаванию религиозных культур в школе положительно. 28% родителей полагают, что их ребенок вследствие изучения курса изменился в лучшую сторону, например стал добрее и терпимее. Почти никто из участников опроса не заявил, что введение преподавания религиозных культур разобщает детей. Напротив, около 20% родителей считают, что класс, где занимается их ребенок, стал более дружным. 41% участников опроса полагают, что их дети теперь лучше поймут представителей других религий, а примерно столько же респондентов высказали пожелание, чтобы ребята после прохождения ОРКиСЭ больше интересовались религией. Таким образом, сами факты опровергают мнение, будто преподавание религии в школах обречено на провал. Случилось обратное – общество приняло и одобрило эксперимент. Был разрушен стереотип о значительном конфликтном потенциале курса. Никакого межрелигиозного столкновения не случилось, да и не могло произойти в России – стране, давшей миру уникальный опыт отсутствия религиозных войн от Средних веков до наших дней. Положительный же эффект налицо: никем не ангажированная родительская аудитория свидетельствует о положительных переменах в сознании детей, изучающих основы традиционных религиозных культур.Убежден, что выявляющиеся в ходе экспериментального преподавания погрешности легко устранимы и несопоставимы с тем положительным эффектом, который окажет указанная программа на формирование ценностной ориентации молодого поколения.Заканчивающийся в этом году эксперимент при всех его удачных сторонах дает повод поразмыслить над некоторыми концептуальными вопросами и наметить практические шаги на будущее. В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», часть которой ОПК. Так что основы православной культуры в школе – это законно и, как свидетельствуют социологические опросы, приемлемо для общества.Продолжающийся эксперимент по преподаванию ОРКиСЭ при всех достижениях отнюдь не должен настраивать нас на благодушный лад и самоуспокоение. Нам всем еще многое предстоит сделать. Скорее, это побуждает нас к разработке программы практических шагов на будущее, когда религиозная культура будет повсеместно изучаться в светской школе вне зависимости от региона.Соблюдение принципа свободы выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие представителей традиционных религий в подготовке учителей и учебных пособий – вот, наверное, наиболее важные направления нашей работы. Нужно использовать уже имеющийся позитивный отечественный и зарубежный опыт, при котором кандидатура учителя, преподающего религиозную культуру в школе, учебные пособия по данному курсу получают одобрение со стороны как государства, так и официальных учреждений соответствующей религии. К сожалению, в этом отношении реализация эксперимента выявила недостатки, которые следует устранить. Тема преподавания религиозных культур в школе высветила также важность сотрудничества Церкви с законодательной властью в сфере образования. Широкое обсуждение проекта новой редакции федерального Закона «Об образовании» позволяет открыто и с принципиальных позиций ставить те вопросы, которые составляют суть чаяний Церкви в этой исключительно важной области. Сам факт действительно всенародной дискуссии по законопроекту, отдельные положения которого, без преувеличения, касаются абсолютного большинства граждан Российской Федерации, стал явлением особой важности в общественной жизни и современной правовой культуре страны. Русская Церковь со своей стороны считает необходимым, чтобы закон гарантировал возможность духовно-нравственного воспитания детей на основе исторических и культурных ценностей православия и других традиционных для нашей страны религий (по выбору родителей) в течение всего времени обучения ребенка в школе. Такая практика стала общепринятой во многих демократических государствах. Следует восстановить этот компонент общего образования и в российской школе, положив в основу воспитания наших детей традиционные духовно-нравственные ценности. Это отвечало бы имеющимся социокультурным условиям, способствовало бы укреплению единства образовательного пространства страны, содействовало бы сотрудничеству государства и конфессий в образовательной сфере, помогая совершенствовать межрелигиозные и межэтнические отношения в интересах всех народов, населяющих Российскую Федерацию.Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ: – Воспитание – это то, что мы делаем сами, то, что воплощено в наших действиях, в нашем отношении к различным событиям, к учебе, к труду, к близким нам людям и к тем людям, с которыми мы не согласны. Как мы себя ведем, так ведут себя и будут вести, так понимают мир наши дети.За прошедшие несколько лет органы образования, министерство совместно с Русской православной церковью успешно реализовали многие десятки проектов. Сама совместная работа, при которой мы преодолевали недопонимание, разногласие, добивались результатов, имела большое значение. Каждый успех демонстрировал потенциал нашего сотрудничества, имел огромное воспитательное значение для всего общества, чтобы общество понимало, что мы можем, должны и движемся вместе.Прокуратура Камчатки потребовала изменить уставы школ, в которых было сказано, что дети должны сами убирать свои классы, участвовать в подготовке школы к учебному процессу. Я думаю, что это ненормально. Я попросил своих сотрудников принять все необходимые меры для того, чтобы были изменены образовательные правила, которые бы создавали возможность для таких обращений. Уважение к труду – своему и чужому – начинается с того, что молодежь должна обслуживать себя, а если для того, чтобы стереть с доски, в класс надо вызывать уборщицу, это означает огромный провал в воспитании. Не может такого быть!Сейчас в обществе развернулась широкая дискуссия, в которой вопросы духовно-нравственного, патриотического воспитания противопоставляются вопросам профессиональной подготовки. Не надо объяснять, что это искусственное противопоставление. Но опасно то, что зачастую даже нормальные люди под воспитанием понимают какие-то специальные уроки, не принимая и не допуская, что именно хорошая профессиональная подготовка, ответственное отношение к учебе и являются главным результатом воспитательного процесса.Если мы обратимся к истории России, то, как правило, увидим, что выдающиеся ученые, труженики являли собой пример патриотизма, оставаясь таковыми, даже когда не по своей воле вынуждены были покидать Родину. Участие Русской православной церкви в изучении и донесении истории России до молодого поколения – еще одна область нашего постоянного сотрудничества. Я хочу привести пример нашей совместной работы – издание «Православной энциклопедии», уникального исторического труда, который касается не столько внутрицерковных вопросов, сколько вопросов понимания, осознания и донесения до максимально широких кругов всей истории, всей культуры нашей страны, нашей Родины.Церковь сегодня делает очень много в объединении своих усилий не только с государством, но и семьями. Именно этот аспект я хотел бы подчеркнуть, когда мы обсуждаем вопрос преподавания в 21 регионе страны курса духовно-нравственного воспитания. Этот курс до сих пор активно обсуждается. Мы часто говорим о рисках, заложенных в этом курсе, мы гораздо реже говорим о том, какие риски существуют, если бы этого курса не было, а ведь на самом деле эти риски точно не меньшие, а большие. Этот курс способен привести к гораздо более тесному сотрудничеству, объединению внутри семьи. Мы знаем – и в рамках наших опросов, и по отзывам, – что этот курс сблизил детей с родителями, потому что именно на основе этого курса дети обсуждают с родителями различные вопросы, он очень важен не только для детей, а для родителей, для их осознания культуры страны, ее истории, для осознания того, что эти вопросы надо постигать вместе. Именно поэтому, может быть, было принято решение, что надо начинать курс с маленькими детьми, которые в этом возрасте нуждаются в помощи родителей.Воспитание нам нужно в первую очередь для сохранения единства российского общества. Решение этой проблемы лежит не на пути замалчивания потенциальных противоречий, а через их выявление на максимально ранней стадии и совместное ответственное решение.Не замалчивать наличие различных религий, а вместе показывать единые нравственные основы, которые ведут к одному и тому же – взаимоуважению, доброжелательности и открытости. Это было целью нашего курса. Этот курс мы готовили вместе с представителями различных конфессий. Это была непростая работа, но то внимание, которое было уделено этому курсу, дало результат. Важно, что светская власть и религиозные конфессии сумели найти единый подход к воспитанию молодежи, руководствуясь указанными принципами и взяв на себя совместную ответственность за его реализацию, потому что в каждом регионе, в каждом районе, в каждой школе в сложные моменты эти вопросы обсуждаются не только по вертикали образовательной, но  и с соответствующими советами представителей конфессий. Епископ Зарайский МЕРКУРИЙ, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви:- За прошедшие годы стало очевидным, что любое, даже самое экономически высокоразвитое, общество обречено на вырождение, если уважение друг к другу, забота родителей о детях, детей о родителях, любовь и взаимоуважение в семье вытесняются жаждой личных удовольствий, а голос собственного «я» заглушает голоса окружающих. Потому самая важная задача, которая стоит перед каждым из нас сегодня, – помочь нынешним детям и подросткам определить цель жизни, выбрать путь в соответствии со своими интересами и способностями, сохранив при этом достоинство личности. На этом поприще трудно переоценить вклад учителей и воспитателей, способствующих формированию системы знаний и ценностей у детей и юношества. Целостная модель духовного образования могла бы помочь человеку на разных этапах его жизни по-новому взглянуть на, казалось бы, уже давно изученные проблемы, дать более глубокие и разносторонние ответы на извечные вопросы о смысле жизни и личном счастье. Современная эпоха постоянно бросает нам вызовы, требующие правильной нравственной оценки и соответствующих действий. Поэтому нынешняя система религиозного обучения и воспитания должна строиться на тех принципах, которые давали бы ответы по существу вопрошаниям наших дней. Ключевым подходом здесь становится непрерывность духовно-нравственного воспитания и его соответствие самым высоким требованиям национальной педагогической системы. Все это, безусловно, требует координации и взаимодополняющих усилий Церкви и государственной власти. Если сравнивать сегодняшний день с периодом нашей недавней истории, когда церковная и государственная системы образования существовали вне взаимных связей, то можно констатировать тектонический характер произошедших изменений. В центре нашей заботы находится тема духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религиозных ценностей, которая впервые была актуализирована на государственном уровне в обращении лидеров традиционных религиозных организаций к Президенту РФ Д.А.Медведеву в июле 2009 года. Сегодня мысль о приоритетности духовного и нравственного начал в образовании находит практическое воплощение в церковно-государственных и церковно-общественных проектах. В первую очередь это апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ). Помимо этого не прекращает развиваться практика преподавания курсов православного духовно-нравственного содержания в рамках регионального и школьного компонентов учебного плана (в терминологии нового стандарта общего образования – компонента, формируемого участниками образовательного процесса). Именно на стыке этих двух направлений формируется будущее российской школы, созидаемое на принципах взаимоуважения законных интересов и прав граждан, придерживающихся самых различных мировоззрений, в том числе и принадлежащих к традиционным религиозным общинам.Важный результат проводимого с 2009 года эксперимента по введению курса ОРКиСЭ в государственной школе – это более активное, заинтересованное участие родителей в воспитании собственного ребенка. Многие родители, поставленные перед выбором того или иного предмета в рамках данного курса, стали обращать больше внимания на то, чему и как учат их детей в школе, как их воспитывают. И это очень существенно. Школа в современном обществе не может быть местом, куда родители просто «отправляют» ребенка для обучения и воспитания. Напротив, она становится социальным институтом, в деятельности которого соединяются интересы государства, семьи и общества во всем его культурном, в том числе и этнорелигиозном, многообразии. Мы только приступаем к формированию системы, реально защищающей права родителей на участие в процессе мировоззренческого развития и нравственного становления их ребенка в школе, включая разработку необходимых нормативных документов. Там, где представители церковных структур и школьной администрации находят возможность совместно трудиться, можно наблюдать качественные положительные сдвиги, вырабатывается язык взаимопонимания, оттачивается терминология, обретается единство подходов и взглядов. Тогда за абстрактными разговорами о духовности выявляется Дух Истины, а нравственность строится не на абстрактных общечеловеческих ценностях, но находит неиссякаемый источник силы в многовековом опыте традиционной духовной культуры.В последнее время в связи с подведением промежуточных итогов апробации вновь можно услышать высказывания относительно целесообразности совместного, смешанного преподавания всех религиозных культур в едином синтетическом курсе религиоведения. Хочу обратить особое внимание сторонников подобного подхода, что свобода выбора при изучении религиозной культуры становится важнейшей составляющей решений, принятых Президентом России. Неоценима сама возможность такого выбора. Мы не можем отступить от этого ключевого средства воспитания гражданской и культурной зрелости, религиозного самоопределения наших граждан. Полагаю, что в религиозном духовно-нравственном воспитании так же, как и в любой другой сфере образования, важно придерживаться простого дидактического принципа: «от малого к большому, от простого к сложному». Сходным образом недопустимо и бессмысленно прививать детям, не знающим основ родной культуры, понятия сразу обо всем многообразии существующих религиозных практик, развивая тем самым космополитизм и нравственную индифферентность.Начатые преобразования в сфере духовно-нравственного воспитания в перспективе должны коснуться не только средней школы. Вся система образования и воспитания детей в нашей стране призвана стать более эффективной. Одним из основных тезисов новой национальной педагогики могла бы стать идея непрерывности религиозного образования, в котором основы традиционной нравственной культуры будут прививаться детям начиная с детского сада. В среднем звене традиционное духовно-нравственное образование должно сопровождать общеобразовательную подготовку на всем ее протяжении. Более глубокое, философско-богословское осмысление нравственных проблем должно быть неотъемлемой частью любого профессионального, в том числе высшего, образования.Создавая такую систему, мы уже в обозримом будущем сможем ожидать реальных положительных изменений в сферах межличностных, семейных, межнациональных, межконфессиональных отношений в обществе. На эту перспективу уже сегодня необходимо ориентировать нашу совместную с государством и обществом работу.В 2011 году заканчивается апробация курса ОРКиСЭ. Ее итоги во многом смогут задать формы и приемлемые методы интеграции духовно-нравственного воспитания в современную российскую школу. В то же время было бы неверным утверждать, что преподавание основ православной культуры (ОПК) в рамках курса ОРКиСЭ – идеальная форма преподавания религиозной культуры в школе. В настоящий момент это, скорее, один из возможных вариантов продолжения конструктивного взаимодействия государства и Церкви, а также межрелигиозного сотрудничества в сфере образования для преодоления существующих стереотипов, связанных с так называемой угрозой клерикализации светской школы, с одной стороны, и профанацией религиозного образования, с другой.Свобода выбора одного из предметов по религиозной культуре, участие религиозных организаций в подготовке учителей и учебных пособий, сотрудничество государства с неправительственным сегментом общества, в том числе и с традиционными религиозными общинами, – вот некоторые из важных инноваций, которые уже принесло в образование введение нового курса. Все это нуждается в самом бережном сохранении и развитии. Плановый ход апробации, не вызывающий конфликтов и неразрешимых противоречий, – важное свидетельство правильности существующей стратегии церковно-государственного взаимодействия, которое приводит к серьезным положительным результатам. В их числе назвал бы заинтересованность представителей традиционных для России религий в совместной работе в центре и на местах, общие мероприятия с органами управления образованием и региональными центрами повышения квалификации учителей в регионах.Статистические данные опросов, посвященных отношению родителей к преподаванию религиозных культур, подтверждают то, о чем Церковь говорила всегда, – большинство наших сограждан заинтересовано в восстановлении духовно-нравственного компонента общего образования, в том числе традиционного религиозного. По данным опроса, проведенного по заказу Общественной палаты Российской Федерации, только 1% опрошенных родителей согласился, что такое образование может быть ограничено рамками экспериментального курса – одним годом или 35 часами обучения, а примерно четверть высказались за преподавание по всем годам обучения. Большинство родителей указали, что главную цель введения новой предметной области они видят в изучении культуры, традиций, на которые ориентируется семья ребенка. Таким образом, для родительского сообщества главный смысл введения этих предметов состоит в образовании и воспитании детей в школе в соответствии с культурными особенностями и потребностями семьи.Преподавание ОПК после завершения апробации курса ОРКиСЭ будет проходить с учетом включения в Федеральный государственный стандарт общего образования новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в составе которой есть предмет ОПК. Однако возможности преподавания ОПК согласно принятым и подготовленным в настоящее время документам стандарта (одно полугодие в 4-м классе и, возможно, одно полугодие в 5-м классе) не отражают реальных потребностей родителей в изучении их детьми основ религиозной культуры.Такой редуцированный курс может быть полезен для формирования и отработки в экспериментальном режиме системы взаимодействия участников образовательного процесса – и не более того. Для достижения существенных образовательных и воспитательных результатов необходимо преподавание основ религиозных культур по выбору по всем годам обучения ребенка в школе. Развитие возможностей изучения ОПК в соответствии с образовательным запросом граждан целесообразно проводить путем поэтапного расширения преподавания на все регионы и по всем годам обучения.От нас сегодня зависит успех реализации важнейшей образовательной инициативы Святейшего Патриарха и лидеров традиционных российских религий. Убежден, что это в интересах всех жителей нашей страны, в интересах самого государства, призванного обеспечить максимально благоприятные условия для гармоничного развития личности граждан.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте