search
main
0

Образование будущего: на стыке желания и возможностей

На прошлой неделе в Москве прошёл Первый международный образовательный саммит GELP (Global Education Leaders’ Partnership), организаторами которого выступили Благотворительный фонд Сбербанка “Вклад в будущее” и “Рыбаков Фонд”. В течение трёх дней делегаты из России, Аргентины, Бразилии, Финляндии, Испании, Канады, Южной Кореи, Индии, Новой Зеландии и других стран обсуждали весьма злободневную тему “Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить”.

Как заявил сооснователь GELP, экспертный консультант ОЭСР и ЮНЕСКО, член совета директоров Innovation Unir UK и Нью-Йоркской академии наук  Энтони МАККЕЙ, Россия всегда внедряет самые передовые идеи в области образования, поэтому выбор места проведения саммита не случаен.

– Здесь работает много замечательных педагогов, способных оценить перспективные идеи и повлиять на глобальную трансформацию образования, – отметил он, особо отметив, что речь идёт именно о системных, а отнюдь не о локальных изменениях, необходимость в которых очевидна всем, поскольку сегодняшние подходы в среднем и высшем образовании не позволяют подготовить молодых людей к сложным вызовам стремительно меняющегося мира.

О неизбежности трансформации образования говорили, практически, все выступающие. В частности, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка “Вклад в будущее” Юлия ЧЕЧЕТ подчеркнула, что значительное повышение скорости и сложности изменений преобразований не являются спецификой какой-то одной страны, это общемировая тенденция, поэтому Россия будет вынуждена решать те же проблемы, что и остальные государства. Но решить их в условиях глобализации можно только сообща.

– Использование новых технологий и воздействие новых социальных факторов стимулируют перезагрузку школьного образования, – сказал вице-президент по образовательному направлению “Рыбаков Фонда” Нурлан КИЯСОВ. – Мы тоже участвуем в этом процессе и вполне можем стать одним из главных законодателей мод в мировом образовательном пространстве.

Но чтобы эта мечта сбылась, нужно, как минимум, понять суть проблемы, смысл текущих и грядущих изменений. Профессор Московской школы управления “Сколково” Павел ЛУКША убеждён: главный тренд во всём мире – изменение способов коммуникации и образа жизни.

– Наступает мир будущего, более разнообразный, неопределённый, более сложный, – констатирует он. – Чтобы не потеряться в этом мире, стать его активным участником и творцом, новому поколению необходимо быть готовым мыслить, действовать, учиться и развиваться всю жизнь. Образовательные экосистемы будущего возникают вокруг и поверх существующей образовательной системы, делая её более гибкой.

С Павлом Лукшой полностью согласен и академик РАО, директор Федерального института развития образования Александр АСМОЛОВ.

– Турбулентность мира стремительно возрастает, мы находимся на стадии перехода от стабильности к амбивалентности, – отметил учёный. – Стремление человека к разнообразию привело к возникновению целого ряда проблем, главная из которых сводится к умению выбирать, необходимости сделать правильный выбор и взять на себя ответственность за это решение. Но всё-таки надо понимать, что в этих условиях крайне важное значение приобретает не технологическая подкованность, не количество компетенций, а мотивация к обучению и развитию. Все беды современного образования – от её отсутствия.

Как мотивировать студентов и школьников? На этот вопрос генеральный директор французской сети профессиональных училищ WebForce3 Оливье БРЕШАР даёт неожиданный ответ: нужно вернуться в Средневековье, но в хорошем смысле, поскольку в те времена существовала очень чёткая система передачи знаний, умений и навыков от мастера к подмастерью в режиме живого и профессионального общения. Иными словами, преподаватели колледжей и вузов должны не просто рассказывать учащимся о тех или иных науках, но и собственноручно демонстрировать умение применять на практике ту или иную теорию.

– К нам приходят ребята 16-18 лет, – рассказывает Оливье Брешар. – Благодаря разработанной нашими преподавателями образовательной платформе, они за короткий промежуток времени получают необходимые инженерные компетенции, на что в других условиях понадобилось бы 5 лет обучения в университете. Во многом это благодаря тому, что люди заинтересованы в собственном развитии, а мы создаём для них максимально эффективные условия.

То, что без современных информационных технологий здесь не обойтись, подтвердил и член-корреспондент РАН, академик РАО Алексей СЕМЁНОВ.

– Говоря о цифровой эволюции, можно вспомнить Льва Выготского, который говорил: “Технологии, которые мы внедряем, влияют на то, что мы делаем, и то, как мы думаем”, – напомнил академик. – В своё время древние мудрецы сетовали, что изобретение письменности убило общение, поскольку знания теперь можно было получить, просто прочтя книгу, а не в ходе длительных бесед с носителями информации. Если исходить из этой логики, то Интернет убил и всё остальное, поскольку теперь можно вообще ни с кем не общаться, не думать, не пытаться себе что-то вообразить. За тебя всё сделает машина. Плохо это или хорошо – отдельный разговор, но это данность, которую нужно учесть и принять. Современные дети, цифровые аборигены, мыслят иначе, чем их родители, и, тем более, чем их бабушки-дедушки. Они используют новые технологии везде, и делают это постоянно. Их сознание уже изменено, поэтому не надо пытаться вернуть их назад, в докомпьютерную эру. Наоборот, нужно попытаться использовать это в своих целях. Например, надо разрешить детям пользоваться Интернетом даже на ЕГЭ, чтобы они смогли использовать все те навыки поиска, отбора и анализа информации, которыми мы их учили. Но тогда все задания экзамена надо изменить так, чтобы готовых ответов не было нигде, и каждому ученику пришлось бы напрячь мозги.

Тема экзаменов прозвучала и в выступлении директора Оценочно-исследовательского центра Университета Мельбурна Сандры МИЛЛИГАН. Она убеждена: традиционные подходы, когда учащийся какое-то время изучает предмет, а потом, в конце курса, пишет контрольную или проходит тестирование, уже устарела. Любой экзамен – это стресс, которого можно избежать, если использовать технологию микро-аттестаций. Школьник или студент самостоятельно выбирает из предложенного списка набор модулей по тем или иным дисциплинам и в процессе их прохождения регулярно получает баллы, которые подтверждают степень освоения материала. (В России мы бы назвали этот подход “текущим контролем”, на основании отметок, полученных на каждом уроке, но, очевидно, возможности ИКТ позволяют сделать его гораздо более современным и эффективным. – В.М.)

– Чтобы заказать такси или купить авиабилет, нам больше не нужно выходить на шоссе и “голосовать”, не надо ехать в аэропорт и стоять там в очереди, всё это мы теперь делаем через Интернет, – говорит президент ООО «Институт мобильных образовательных систем» Александр КОНДАКОВ. – Всё это мы давно оценили и приняли, вот только почему-то в системе образования до сих пор всё по старинке, без серьёзных изменений. Нам до сих пор кажется, что вопрос “сколько нужно учебников истории – 1, 3 или 50” играет принципиально важную роль. Хотя, на самом деле, наши дети давным-давно большую часть информации получают вовсе не из учебников, а из Глобальной паутины, из социальных сетей, сообществе и форумов. Неудивительно, что дети считают нас чужими, отсталыми, и за советом предпочитают обращаться к сверстникам, а не к взрослым.

А что же говорят сами дети? Чтобы узнать это, на саммит пригласили и самих детей, учеников одной из московских школ, дав им возможность ответить на вопрос – как же, собственно, следует изменить систему образования, какой должна быть школ, чтобы учиться в ней было приятно и комфортно.

– Идеальная школа – та, в которой уроки начинаются, как минимум, в 10.00, а не в 8.00, чтобы мы могли выспаться, – сказал один мальчик. – Сами уроки надо сократить до 30-35 минут, этого вполне достаточно, чтобы усвоить какую-либо тему. Перемены, наоборот, надо увеличить, а обеденный перерыв сделать часовым. Также надо разрешить детям выходить из школы или даже отлучаться домой, по необходимости. И, конечно же, нельзя запрещать им приносить в школу свои гаджеты и пользоваться ими на уроках и переменах. Я бы увеличил количество уроков физкультуры, занятий футболом и волейболом, а также боевыми единоборствами.

– В идеальной школе никто не должен смеяться друг над другом, над чужими интересами, какими бы они не были, – добавил другой мальчик. – Учителя там гораздо больше внимания уделяют профориентации, рассказывают о тех специальностях, которые интересуют школьников. Все должны быть равны, и учителя, и ученики! Детям надо помочь понять себя, для чего надо ввести в школе должность супервизора, который ведет каждого школьника с 1 по 11 классы.

– Обучение в идеальной школе должно быть таким же интересным, как квест, – считает третий мальчик, – чтобы одновременно играть с увлечением и учиться! И еще, надо дать возможность детям самим создавать такие квесты, то есть самостоятельно выстраивать собственное обучение в игре.

Были и другие пожелания – отказаться от учебников и перейти на компьютерные обучающие программы, больше времени уделять не передаче знаний от педагога к ученику, а живому общению, отказаться от экзаменов, потому что это стрессы и нервотрепка…

Получается, что необходимость перемен дети осознают ничуть не меньше, а может, и гораздо больше, чем взрослые. Проблема лишь в том, чтобы совместить наши желания с нашими возможностями.

Хочется верить, что GELP как-то этому поспособствует – как минимум, в плане осознания, чего же мы, на самом деле, хотим, и какими возможностями обладаем.

Фото сайта facebook.com/vbudushee

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте