Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Обратный процесс. Причин – две, следствий – десяток

Учительская газета, №23 от 5 июня 2007. Читать номер
Автор:

Тверская область. Андреапольский район – край озер и лесов. Еще в студенчестве Наталья Петрова наблюдала местные красоты из окна поезда, следовавшего из ее родных Великих Лук в Тверь. Не предполагала тогда студентка Тверского государственного университета, что эти места станут ее судьбой. В 1978 году она приехала сюда с дипломом преподавателя истории по распределению. Думала, на три года, а оказалось, на всю жизнь. В 2001 году, когда Наталья Викторовна Петрова стала заведующей отделом образования Андреапольского района, ее ожидало незавидное наследство – почти 5 миллионов рублей долга: по заработной плате учителям, по детским пособиям, коммунальным платежам. О том, как живут школы района сегодня, интервью с Натальей ПЕТРОВОЙ.

СтатфактСегодня в Андреапольском районе 11 общеобразовательных учреждений, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 6 детских садов. Работают 2 вечерние школы, 2 профессионально-технических училища и 2 учреждения дополнительного образования.Из 282 педагогов района имеют квалификационную категорию: высшую – 25 человек, первую – 120 человек, вторую – 98 человек.За последние пять лет курсовую подготовку прошли 90 процентов директоров и 95 процентов заместителей директоров образовательных учреждений, 85 процентов педагогов повысили свою квалификацию.

– Наталья Викторовна, как обстоят дела с малокомплектными школами в районе? Многим ли грозит закрытие?

– На сегодняшний день в районе 1512 школьников. Ежегодно их число снижается на 170-200 человек. Тому есть причины: первая – падает рождаемость, вторая – большая миграция населения. В 1995-1996 годах, после вывода Западной группы войск из Германии, в Андреаполь приехало много военных с семьями. Тогда число школьников увеличилось на 600 человек. Была построена третья городская школа. К сожалению, сейчас идет обратный процесс. Сегодня самая большая школа района насчитывает 505 учащихся. Для сравнения – в 2001 году в ней было 800 детей и две смены. Самая маленькая школа находится в 60 километрах от районного центра – в деревне Жукопа. Там всего 11 детей и 6 учителей.

В прошлом году в районе ликвидированы две школы. Учащихся из них перевели в близлежащую школу, то есть из трех школ сделали одну. До реструктуризации в первой школе обучались 12 детей, во второй – 16, в третьей – 19. Третья школа, которая сохранилась, имеет достаточно хорошую материально-техническую базу и сильный преподавательский состав. Думаю, детям и педагогам стало интереснее в большом коллективе. Учащихся ежедневно привозят на двух автобусах, а после уроков увозят домой. В общей сложности на поездку в школу у них уходит 15-20 минут. Дети обеспечены горячим питанием, для них открыты группы продленного дня.

Надо сказать, что решение о ликвидации двух школ было принято не сразу. Трижды этот вопрос обсуждался на уровне главы района, дважды – на районном совещании депутатов. На сельских сходах в деревнях население изначально было категорически против закрытия школ. Люди справедливо считают: пока жива школа, живет село. Нам пришлось побывать во всех семьях. Чтобы найти понимание у каждого родителя. Потребовалось много терпения.

– Но ведь бывают случаи, когда после закрытия школы семьям с детьми и учителям приходится уезжать из села.

– Бывают. Например, семья пенсионеров-учителей переехала к детям. Мы стараемся учитывать интересы школьников и педагогов. Ведь программа реструктуризации предусматривает не только прямое закрытие учебных учреждений, но и превращение их в филиалы городской школы или соседней сельской средней школы. Единственное, что при этом меняется, – это нагрузка педагогов, влияющая на размер зарплаты.

– Сталкиваетесь ли вы с кадровой проблемой?

– Сегодня в школах района работают 282 преподавателя. 12 процентов из них пенсионеры. Достаточно много учителей предпенсионного возраста. Дефицита педагогических кадров у нас нет за счет того, что в районе находится войсковая часть и многие жены военных – педагоги. Кроме того, в связи с реструктуризацией высвобождаются педагогические кадры, и мы их трудоустраиваем в другие школы. Если у учителей неполная загрузка, мы их нагружаем работой в группах продленного дня или кружках.

– А молодые специалисты приходят в школу?

– В прошлом году – увы, а в 2005-м пришли два выпускника Торжокского педагогического колледжа.

– Очевидно, существует проблема обеспечения молодых жильем?

– Жилищный вопрос остро не стоит. По мере возможности мы решаем его за счет муниципалитета.

– Еще одна «болевая точка» для многих управленцев – повышение квалификации учителей…

– Болевая, но не для нас. Что касается повышения профессионального мастерства преподавателей, нам есть чем гордиться: с 2002 года заключаем договоры с областным институтом усовершенствования с тем, чтобы специалисты института приезжали в Андреаполь для обучения учителей-предметников за счет местного бюджета. Нам гораздо выгоднее было организовать выездные курсы, чем на три недели отрывать педагогов от занятий в школах.

– Понятно, что заботы и проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения, должны волновать не только учителей. Существует ли в Андреапольском районе связь школы с государственными, общественными и коммерческими структурами?

– Глава района Николай Николаевич Баранник регулярно встречается с директорами школ не только для того, чтобы изложить свои требования, но и помочь. Например, в прошлом году нам было необходимо приобрести два автобуса УАЗ на условиях софинансирования с областной администрацией. Деньги не были заложены в бюджет. Но, несмотря на это, районная администрация выделила необходимые 279 тысяч рублей. В нашем районе заведен порядок: будь то 1 сентября, День учителя, Последний звонок или выпускной вечер, власти выезжают в школы района. Подарки всем выпускникам школ и детских садов оплачивает районная администрация. Традиционно по окончании каждого учебного года в Андреаполе мы проводим слет отличников. Глава района принял решение: все выпускники, окончившие школы с золотыми и серебряными медалями, получат от него премию 5 тысяч рублей.

– А как насчет спонсоров?

– Помощь нам оказывают фарфоровый завод, нефтеперекачивающая станция, автотранспортные предприятия. Скоро начнутся работы на пришкольных участках, и мы надеемся, что директора фермерских хозяйств предоставят школам технику и помогут с удобрениями. Спонсорство идет на добровольных началах. У главы района на этот счет свое мнение: мы достаточно хорошо финансируемся, чтобы не попрошайничать и клянчить.

– Наталья Викторовна, на какие моменты в жизни современной школы вы хотели бы обратить особое внимание?

– Меня очень волнует, что в современных школах нет детских общественных организаций. Я не говорю, что нужно опять вернуться к пионерии. Могут быть и другие формы. Такие организации нужны для морального, нравственного и патриотического воспитания детей.

Достаточно непростая проблема – воспитание родителей. Одни родители занимаются только зарабатыванием денег, а ребенка – «воспитывай, школа!». Другие считают, что школа слишком вторгается в их личную жизнь, и готовы защищать свое чадо вплоть до суда. Третьи растят ребенка «в духе времени». Увы, теперь перед школой нередко встает вопрос не только воспитания детей, но и их родителей.

Еще одна проблема – повышение зарплаты учителям, особенно начальных классов. Именно они начинают ребенка обучать с нуля не только письму и чтению, но и усидчивости, умению жить в коллективе. Несмотря на то что в школах существуют доплаты из надтарифного фонда: за дополнительные занятия, открытые уроки, проверку тетрадей, заведование кабинетом, все равно этого, конечно, мало.

Отрадно, что возрождается практика предоставления педагогам путевок на лечение и отдых. Часть стоимости путевки оплачивает соцстрах, часть – учитель. Но, к сожалению, не всегда сельскому учителю по карману эта доплата. Сегодня и самому селу необходима поддержка государства. Все школы нашего района всегда готовы к учебному процессу: отремонтированы, оснащены всем необходимым. Но главное – дать сельскому населению работу, возможность растить и учить детей на родной земле.

Андреаполь, Тверская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту