search
main
0

Обратная связь. В духе времени

Педагогическая отрасль человеческих знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества, так как относится к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с подготовкой подрастающих поколений к жизни. Накапливая опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передать его последующим поколениям. Таким образом, переход накопленного производственного, социального и духовного опыта от отцов к детям стал важнейшей предпосылкой существования и развития общества и одной из его существенных функций.

Сегодня мы видим, что, чем больше развивается и усложняется производство, чем больше накапливается научных знаний, тем более важное значение приобретает специальная подготовка детей к жизни, тем острее становится необходимость в их организованном воспитании – в образовании. На мой взгляд, содержание современного школьного образования должно быть направлено как на формирование всесторонне и гармонично развитой личности, так и на воспитание граждан своей страны. Причем активных, энергичных, уверенных в себе людей, имеющих полное представление о том, как развивается общество, к чему оно движется. Поэтому одними из объективных потребностей наряду с НТР – научно-технической революцией, обуславливающей необходимость создания и развития школьного образования и его постоянного совершенствования, являются политические и экономические факторы. О зависимости образования от социально-правового и имущественного положения тех или иных слоев общества очень выразительно и убедительно сказал Николай Чернышевский: «Политическая власть, материальное благосостояние и образованность – все эти три вещи соединены неразрывно. Кто находится в нищете, тот не может развивать своих умственных сил, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом; кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты, то есть и от невежества».

Это высказывание, на мой взгляд, в полной мере определяет наше сегодняшнее положение в образовании и экономике в России в целом. Что бы ни говорили, но в той или иной мере современное образование несет на себе печать современного состояния общества.

В связи с распадом СССР в ряде независимых государств (в Молдавии, странах Прибалтики) ставится вопрос о создании своей национальной педагогики. Однако попытки, предпринимаемые в этом направлении, не являются состоятельными, так как там происходит, по моему мнению, смешение различных понятий – науки и воспитания.

Да, действительно, воспитательная деятельность содержит определенные формы и методы, отражающие исторические, этнические и региональные особенности различных стран и народов, и в этом смысле воспитание как одна из форм обучения может носить национальный характер. Но на необходимость учета отмеченных особенностей его указывает и научная педагогика. Эту проблему в свое время уже затрагивал Ушинский, который считается основателем научной педагогики и народной школы в России. Он писал: «Каждый образованный народ тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. И наоборот, какую пользу науке мог бы принести народ, создавший свою особенную, народную науку, непонятную для других народов? Могла ли бы, наконец, идти наука вперед, если бы каждый народ создавал для себя особую науку, народную науку, непонятную для других народов? Могла ли бы, наконец, наука идти вперед, если бы каждый народ создавал для себя особую науку, не усваивая результатов, добытых его предшественниками и современниками? Как непонятны выражения: французская математика, английский закон тяготения, немецкий закон химического сродства, – точно так же не имеет содержание и выражение: русская наука… Процесс создания науки совершается в той высшей сфере человеческих способностей, которая уже свободна и от влияния тела, и от влияния характера».

Таким образом, современное образование должно строиться на строго научной основе и объяснять учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их личной жизненной позиции, готовить человека к определенной профессиональной деятельности, дать ему в этом направлении необходимую систему знаний, практических умений и навыков, не забывая о патриотизме и культуре межнациональных отношений. И то, как это будет осуществляться, зависит от людей, являющихся своеобразными посредниками между обществом и подрастающим поколением.

Древнегреческий философ Платон считал, что если дурным мастером будет башмачник, то государство пострадает от этого только в том смысле, что граждане будут несколько хуже обуты, но, если учитель будет скверно выполнять свои обязанности, в стране появится целое поколение невежественных и плохих людей. Мы должны понимать, какую важную роль занимает образование, а значит, и качество обучения и воспитания наших детей сегодня должно соответствовать современным потребностям.

Дарья САЛЬНИКОВА, учитель

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте