search
main
0

Обратная связь. Психология жизненного успеха

Может ли человек построить собственную жизнь изначально по плану, замыслу? Может ли он на каком-то этапе действительно круто изменить ее? Нужно ли специально вырабатывать идеи, принципы, в соответствии с которыми человек стремится достичь самого главного в своей жизни? Или эти принципы возникают только в результате обобщения жизненного опыта? Нужно ли вырабатывать отношение к собственной жизни – к своему прошлому и будущему, – или нужно жить как живется, стремиться возможно полно использовать каждый ее момент, случай?

Известно, что успех и неудача не могут быть определены в объективных терминах (работы Хоппе). Человек, приступая к работе, ставит перед собой конкретную цель: он хочет и стремится достичь определенного уровня результатов. Это и есть его уровень притязаний – то, к реализации чего он стремится.

Соотношением между уровнем конкретных притязаний и фактическим уровнем исполнения и определяется субъективная качественная оценка результатов своей деятельности как успех или неуспех.

Один и тот же объективный результат может быть успехом для одного и неудачей для другого. И то, что может быть успехом в одном случае, при других обстоятельствах может оказаться неудачей. Более того, полученный результат является успехом или неудачей лишь в той мере, в какой он расценивается человеком как его личное достижение, а не как, скажем, случайность.

Жизненные достижения, успехи, как правило, оцениваются лишь по социальным меркам, критериям – стал хорошим специалистом, добился славы, успехов, постов, материальных благ.

Однако трудно себе представить, что именно эти достижения при всей их социальной значимости могут быть критериями для тех, кто их не достиг, не получил, не заработал. Большинство обыкновенных людей не просыпаются с горькой мыслью, что она, например, не министр, а мать троих детей, не начинает день с сожаления, что она не доктор наук, не академик. И как ни свойственна людям подражательность, все же каждый может легко утешить себя, сказав, что у него есть свое, а другого ему и не нужно.

И тем не менее, говоря об отсутствии каких-то критериев и норм, по которым можно было бы оценивать жизнь человека извне, он сам имеет главный и безошибочный критерий, который, хотя и не поддается логическому объяснению, вряд ли может быть истолкован произвольно. Этот критерий – удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью – сложное, но всегда обобщенное чувство удачной или неудачной жизни.

Представления о жизненном успехе можно рассматривать как притязания личности. Высокие притязания могут сочетаться с небольшими способностями, и тогда личность сразу вступает в общение или деятельность с грузом противоречий. Она не предвидит ожидающих ее трудностей, не готова к ним. Слишком высокие притязания блокируют адекватное восприятие и самого себя, и будущей деятельности, общения, и ожидания реальных результатов.

Для изучения представлений о жизненном успехе выпускников школы было проведено исследование на базе четырех 11-х классов лицея №55. В исследовании приняли участие 77 человек: 44 девушки и 33 юноши. Всем испытуемым было предложено написать небольшое сочинение на тему «Что значит для меня успех в жизни?». Надо сказать, что все старшеклассники отнеслись к этому непростому вопросу очень серьезно. Только 3 человека (мальчики) решили ограничиться отпиской, что можно рассматривать либо как проявление личностной незрелости, либо как закрытость, нежелание делиться своими размышлениями, что, впрочем, тоже может быть проявлением личностной незрелости.

Практически во всех сочинениях жизненный успех старшеклассники связывают с достижением поставленных целей, выделяя при этом ближайшие и более отдаленные цели, 15% из них приводят четкую иерархизацию поставленных целей («1. Закончить школу. 2. Поступить в институт и устроиться на работу. 3. Найти свою вторую половину. 4. Создать полноценную семью»). В качестве ближайшей цели 55% старшеклассников называют поступление в институт. При этом нередко указывается конкретный. 65% человек в качестве важной цели назвали интересную, высокооплачиваемую работу. 14% считают, главный успех – стать человеком.

Ирина РЕДЯ, лицей №55, Пенза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте