В прошлом веке школа занималась трансляцией знаний. А в ХХI веке? Что потребует он от учителя? Каким станет столь стремительно меняющийся мир? Окажется ли наш сегодняшний ученик, а в 2012 году выпускник, на уровне проблем, которые будут стоять перед человечеством в это время? Какими качествами он должен обладать, чтобы достойно жить и трудиться в первой половине ХХI века?
Мне кажется, что век ХХI не стал менее проблемным. Нынешнее время требует от человека быть исследователем, а не просто исполнителем. Ученик – субъект собственной жизни, и он творит ее в каждый проживаемый им момент. Миссия учителя – помогать каждому ребенку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание и восходя со своим учеником на новый уровень развития.
Учитель, работая с детьми, должен помнить, что в природе каждого заложен огромный потенциал внутренних возможностей для саморазвития, которые должны своевременно актуализироваться. Одним из условий для развития заложенных самой природой возможностей ребенка является организация продуктивного развивающего диалога учителя и ученика. Установление сотрудничества на уроке происходит при глубоком диалоге, охватывающем не только сиюминутное состояние участников, но их прошлое и будущее. И пусть при этом взаимодействуют возможности каждого субъекта процесса обучения и их жизненный опыт. На мой взгляд, через такой диалог происходит взаимное обогащение мира ученика и учителя.
Воспитание ученика-исследователя – это подход, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Педагогическая деятельность требует, на мой взгляд, рационального отбора содержания урока, соответствия применяемых методов и приемов самостоятельной поисковой и исследовательской работы поставленным целям и задачам.
Оптимальное сочетание содержания образования, используемых методов, приемов и форм организации познавательной деятельности при наличии к этому творческого подхода учителя – это условие для активного саморазвития учащихся. Только так повышается уровень самостоятельности, который достигается учеником в сотрудничестве с учителем. Организуя поиск и учебное исследование, создаются условия напряженности мышления учащихся. Знания и умения добываются учеником в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребенка. Учебное исследование позволяет ученику обучаться в зоне его ближайшего развития. Опора при этом делается на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания.
Организация учебно-поисковой деятельности на уроке и развитие самостоятельности у обучающихся – это одно из важнейших условий подготовки наших школьников к продолжению ими образования, к жизни в обществе, эффективной адаптации и социализации, творческого самопроявления личности.
Современная массовая школа обучает детей разных возрастов, полов, характеризующихся разнообразными потребностями и интересами, состоянием самочувствия и т.д. Учебный процесс должен быть психосберегающим – это залог сохранения здоровья учащихся, а в итоге и сохранение нации.
Создание перечисленных условий, на мой взгляд, влияет: на интеллектуальное развитие; возникновение подлинных учебных мотивов; потребности в самостоятельном приобретении и обновлении знаний; на становление познавательных интересов; превращение их в мощный стимул нравственного и интеллектуального самовоспитания.
Свою педагогическую миссию я вижу в том, чтобы воспитывать свободную личность со сформированной индивидуальной картиной мира, со своим пониманием и ответственностью перед ним.
Лариса КУРИШКИНА, учитель биологии, Смоленск
Комментарии