search
main
0

Обратная связь. Мои юные «творцы» истории

Гордо изогнувшиеся двойки, самодовольные тройки, несколько робких четверок и одна-единственная жалкая пятерка – таковы были результаты первой контрольной по истории, составленной, как мне казалось, просто и понятно. Материал, который я объясняла, ребята усваивали на ходу, мы быстро продвигались вперед, и вдруг – ошеломляющие результаты… Значит, не поняли, не усвоили, все забыли?

Наверное, не я одна в первый год своей педагогической работы столкнулась с проблемой обобщения и закрепления материала на уроках истории. Огромное количество исторических фактов, дат, терминов часто ставит детей в тупик. Они не в силах осмыслить и усвоить колоссальный объем информации без активной помощи учителя. И каждый педагог решает эту проблему самостоятельно, учитывая уровень подготовленности, возрастные особенности ребят, рассчитывая собственные силы и возможности. Со временем и у меня появились собственные мысли, идеи «know-how», которые мы с учениками увлеченно воплощаем в жизнь. Вот некоторые из них.

Поскольку на занятиях я использую систему знаков – символов и опорных конспектов, очень удобными кажутся мне так называемые картинки – обобщающие схемы по крупным разделам, объединяющим все опорные конспекты темы в единое целое. Картинка заранее разрабатывается с учетом изученного материала (важно не перегружать схему лишними записями, отобрав лишь необходимую информацию), наносится на лист ватмана цветными маркерами и украшается рисунками (отсюда название схемы, данное ребятами). При общении готовая схема вывешивается на доску. Дети внимательно изучают ее, вспоминая пройденный материал, а затем – самая важная часть работы: учитель и ученики одновременно, осмысленно, постепенно воспроизводят картинку в тетрадях и на доске. В итоге разрозненные факты, события, даты усваиваются ребятами как нечто целое, ассоциируемое с конкретной темой.

Одним из самых эмоционально насыщенных, увлекательных способов обобщения и закрепления стали уроки-практикумы, позволяющие создать зрительные образы изучаемого материала. Вместо контрольных и проверочных работ мы вместе с ребятами создаем исторические модели, макеты, карты, сюжетные рисунки на основе изученного, пройденного (в первую очередь оцениваются историческая точность, достоверность работы). Тема объявляется заранее (например, серия практикумов по Древней Греции: «Царство Аида», «Герои Троянской войны», «Афины – сердце Греции», «Легенды и мифы Древней Греции»). Ребята готовят рабочий материал (пластилин, проволоку, бумагу, клей и др.) и распределяются по творческим группам. Групповая форма на повторительно-обобщающих уроках вносит элемент соревнования, пробуждает творческую инициативу, объединяет детей.

В начале занятия мы обращаем внимание на тему, план занятия. На уроке, посвященном доисторическому миру, мы выполняли модели окаменелостей из гипса. Конструировали скелет динозавра из проволоки, ниток и клея. На практикуме «Паруса викингов» рисуем драккары. Лепим норманнов из пластилина и одеваем их с помощью кусочков ткани. Урок проходит незаметно, материал повторен, а ученики чувствуют себя «творцами» истории, создателями мира.

Безумно нравятся детям тестовые, игровые задания как альтернатива набившим оскомину словарным диктантам. Например, они с удовольствием играют в «путаницу»: термин записывается на доске, причем все буквы перепутаны, и сначала они расставляют их на свои места (первая буква обведена, выделена), а затем вспоминают значение слова. Термин «кондотьер» может выглядеть так: «Тьеро к онд», а имя короля франков Хлодвига – Голдви х.

Тесты позволяют не только закрепить материал, но и оценить знания каждого. Проверка осуществляется самими ребятами под диктовку учителя, причем дети прекрасно чувствуют себя в роли преподавателей, подбирая вопросы к заданиям, оценивая друг друга.

Елена ХАЛТУРИНА, учитель истории

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте