Одним из самых известных, широко практикуемых опытными преподавателями, но, может быть, недостаточно оцененных способов повышения эффективности гражданского образования является использование в учебных целях общественных ресурсов. Назовем два основных. Это, во-первых, приглашение на урок интересных людей, имеющих богатый жизненный опыт мастеров своего дела: юристов, депутатов, психологов, социологов. Во-вторых, посещение учащимися официальных, культурных учреждений.
Использование общественных ресурсов в учебных целях – насущное требование сегодняшнего дня. Это позитивно влияет на учебный процесс, разнообразит его, делает увлекательным, обогащает методику обучения и воспитания, имеет исключительные возможности для улучшения гражданского образования.
Общественные ресурсы позволяют преодолеть замкнутый характер школьного образования, расширить взгляды учеников на сложные политико-правовые и социально-экономические явления. Связать теоретические знания с практикой, научиться применять их в жизни. Стимулировать учебную познавательную деятельность. Поднять на новый уровень взаимодействия систему образования с другими общественными системами, наладить сотрудничество учащихся с миром взрослых.
Общественные ресурсы дают учащимся следующие преимущества: получить более яркую картину общественных проблем; научиться более взвешенному подходу к противоречивым вопросам современности, видеть мир во всем его многоцветии; знакомят с уникальным жизненным опытом, который несомненно обогатит внутренний мир подростков, научит смотреть на ситуации, возникающие в жизни, с разных сторон, видеть альтернативные решения различных проблем; успешно развивать общечеловеческие умения и навыки в обстановке, приближенной к реальной жизни, исследовать индивидуальные и общественные ценности; получить эмоциональный заряд и вызвать живой интерес к учебе.
Можно предложить следующие методические рекомендации по использованию “общественных ресурсов в классе”.
Поиск и выбор общественных ресурсов
Существует большое количество разнообразных способов приглашения специалиста на урок, но самый надежный из них связан с вашими учащимися. Начинайте его поиски среди близких людей учеников: родителей, родственников, знакомых. Можно обратиться в общественные организации. Они нередко охотно используют предоставившуюся возможность познакомить общество со своей деятельностью.
Договорившись со специалистом, постарайтесь узнать, имеет ли он опыт общения с аудиторией, с детьми, выясните, каков его уровень развития коммуникативных умений и навыков, профессиональную компетенцию. Выбор общественных ресурсов должен соответствовать учебным целям.
Бывают случаи, когда прямой контакт учащихся со специалистом затруднен или невозможен в аудиторных условиях, тогда учащиеся могут сделать аудио- или видеозапись встречи со специалистом, которая впоследствии может быть использована на учебном занятии. Это станет хорошим учебным заданием для учащихся, а запись встречи будет полезным учебным материалом и для ваших коллег.
Подготовка учебного занятия
Для того чтобы наилучшим образом использовать общественные ресурсы в классе, следует тщательно подготовить, спланировать занятие, скоординировать действия специалиста и учащихся. Они должны быть готовы к совместной учебной деятельности.
Специалист должен получить информацию о целях урока, об уровне подготовки учащихся, об их возрастных и индивидуальных особенностях, интересах и других значимых для проведения занятия условиях. Учащиеся получают сведения о приглашенном человеке и опережающее задание, например, подготовить для него вопросы.
Проведение учебного занятия
Существует несколько форм проведения занятия с использованием общественных ресурсов в классе. Современное образование обращает внимание на три основные формы.
Наиболее распространенной и свободной формой применения общественных ресурсов в классе являются рассказ, беседа приглашенного с учениками по определенной теме, в основе которой лежит богатый личный и профессиональный его опыт. Затем обмен мнениями. Здесь большая ответственность возлагается на специалиста. Успех во многом зависит от того, каким собеседником, рассказчиком будет гость.
Другая форма – участие специалиста в дискуссии, обсуждении общественно значимой проблемы. Такое занятие требует хорошей предварительной подготовки всех участников. В этом случае возрастает значение профессионального опыта приглашенного.
Последняя форма – вовлечение специалиста в активное действие на уроке. Например, в учебный суд, деловую игру, разработку и реализацию проекта. Эта форма жесткая, но наиболее эффективная, требует тщательной подготовки участников и самого занятия.
Подведение итогов
Важно, чтобы обсуждение проходило вместе с приглашенным. В данном случае ученики получают более полную оценку учебной деятельности. Вот вопросы для анализа.
Что нового, полезного вы узнали на занятии?
Понравилось ли вам общение со специалистом?
Какие трудности вы испытывали при этом?
Как соотносятся полученные знания с теми, которые вы получили из других источников?
Какие вопросы вы бы еще хотели задать специалисту, какие проблемы обсудить, о чем вам хотелось бы еще узнать?
Как можно было бы улучшить данное занятие?
Каких специалистов вы бы пригласили на учебное занятие?
Учебные занятия с участием специалиста рекомендуется снимать на видео. Запись уроков будет ценным учебным материалом. Методические рекомендации по использованию общественных ресурсов вне учебной аудитории.
Учитель разрабатывает план посещения и предполагаемой учебной деятельности во время посещения с целью вовлечения учащихся в активное изучение места посещения. Он готовит индивидуальные и групповые задания: решение интеллектуальных задач, формулирование вопросов, сбор данных, анализ информации, поиск ответов на анкету.
Предварительно учащиеся должны получить информацию о месте посещения и учебных целях.
Хорошо, если посещение проходит в рамках запланированной деятельности, но следует быть готовым к неожиданным поворотам, поэтому рекомендуется иметь альтернативный план. Следует уделять больше внимания глубине познания вместо получения обширных сведений, важно научить понимать смысл происходящего. Сосредоточьтесь на наиболее значимых деталях. Развивайте интеллектуальные навыки высокого уровня. Не обходите стороной проблемы увиденного. Обратите внимание на разнообразие впечатлений, подкрепленное звуковыми, осязательными, визуальными впечатлениями. Постарайтесь соединить знания, полученные на аудиторных занятиях, с теми, которые дает посещение. Организуйте, если возможно, диалог учащихся с людьми, имеющими отношение к месту посещения.
Подведение итогов посещения
Следующие вопросы помогут сделать анализ посещения.
Что интересного, нового, полезного для себя вы наблюдали во время посещения?
Каковы ваши впечатления от посещения?
Какие трудности вы испытывали во время посещения?
Как можно было бы улучшить, сделать посещение более эффективным?
Что нового вы хотели бы узнать, какие места посетить?
Для повышения качества обсуждения итогов посещения важно пригласить человека, имеющего отношение к данному учреждению.
Юрий АНТЮХОВ,
учитель истории
и граждановедения
гимназии N 19
Орел
Комментарии