Нестандартный подход к изучению темы, использование разнообразных технологий повышает мотивационную деятельность учащихся, формирует эстетическое восприятие окружающего мира. Межпредметная интеграция способствует целостному восприятию окружающей действительности.
Слово предоставляется группе «историков». Дети рассказывают о Декарте и его вкладе в математику. Группа «теоретиков» обобщает теоретический материал по данной теме, проводит небольшой опрос одноклассников: Группа «практиков-астрономов» предлагает построить созвездие Дракона по координатам, последовательно соединяя точки между собой: (-9;-4), (-8;1), (-4;4), (-2;6), (-1,5;3,5), (1;1), (3;-3), (4;-5), (6;-5), (6;-3), (6;4), (7;6), (5;6), (4;5), (6;4). Группа «практиков-математиков» предлагает выполнить рисунки, которые они приготовили к этому уроку по теме «Система координат»: Тюльпан: (-3;3); (0;6); (0;9); (-2;17); (-2;13); (-3;14); (-3;10); (-4;13); (-6;9); (-6;6); (-3;3); (-3;3); (-3;-3); (2;2); (-2;-6); (-3;-11); (-3;-13); (-3;-11); (-5;-5); (-3;-3). Кораблик: (-5;3); (10;3); (5;0); (-2;0); (-5;3); (-2:3); (2;10); (5;3); (-2;3); (2;13); (4;13); (3;12); (4;11); (2;11) Авторская программа УМК Н.Б. Истомина «Математика», 6 класс http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm http://www.zaitseva-irina.ru
Технология проектного обучения.
Описание технологии реализации.
Для реализации планируется проведение подготовительных мероприятий:
1. Дети делятся на 5 групп: «историки», «теоретики», «практики-астрономы», «практики-математики», «информатики».
2. Группа «историки» изучает историю системы координат и готовит сообщение на эту тему.
3. Группа «теоретиков» обобщает теоретический материал по теме «Координатная плоскость».
4. Группа «практики-астрономы» готовит задание: выполняет рисунки созвездий в координатах.
5. Группа «практики-математики» готовит задание: выполняет рисунки в координатах «Мир вокруг нас».
6. Учитель готовит презентацию к уроку, помогает группе «информатиков» выработать навыки работы в учебной компьютерной программе «KOODRAW».
Предмет «Математика», «Информатика»
Цели
Образовательные:
– создать условия для развития умений строить координаты точки, используя предметы и образы окружающей действительности;
– помочь учащимся осознать практическую и личную значимость учебного материала.
Развивающие:
– развитие образного мышления учащихся;
– развитие математической речи;
– создание условий для творческой самореализации личности, развития познавательной и творческой активности учащихся на примерах применения системы координат в окружающей жизни, астрономии;
– развитие исследовательских способностей.
Воспитательные:
– воспитать аккуратность, любовь к предмету;
– воспитание настойчивости при решении проблемы;
– формирование сотруднических отношений в классе при решении проблемы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, рисунки, школьные инструменты.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Тип урока: урок закрепления и обобщения материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проектный, творческий.
Формы познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Содержание урока
Актуализация.
Сегодня на уроке математики и информатики продолжим изучение темы «Координатная плоскость». Как вы думаете: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы? (Ответы: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в игре «морской бой», в армии, в военных действиях). Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.
Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков.
Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче – залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.
Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт. Следы применения идеи прямоугольных координат в виде квадратной сетки (палетки) изображены на стене одной из погребальных камер Древнего Египта.
1. Слово предоставляется группе «историков». Дети рассказывают о Декарте и его вкладе в математику.
2. Группа «теоретиков» обобщает теоретический материал по данной теме, проводит небольшой опрос одноклассников:
– «Как определяется прямоугольная система координат?»
– «Как обозначаются и называются оси координат?»
– «Какая плоскость называется координатной?»
– «Как записываются координаты точки на плоскости?»
3. Группа «практиков-астрономов» предлагает построить созвездие Дракона по координатам, последовательно соединяя точки между собой: (-9;-4), (-8;1), (-4;4), (-2;6), (-1,5;3,5), (1;1), (3;-3), (4;-5), (6;-5), (6;-3), (6;4), (7;6), (5;6), (4;5), (6;4).
Построить созвездие Ковш Большой медведицы по координатам (-12;1), (-5;3), (0;2), (4;1), (6;-3), (13;-2), (13;3), (4;1).
4. Группа «практиков-математиков» предлагает выполнить рисунки, которые они приготовили к этому уроку по теме «Система координат»:
Рыбка: (-6;0); (-3;2); (2;4);(0;2); (4;1); (6;0); (9;3); (8;0); (3;- 3); (6;0); (4;-1); (0;-2); (1;-3); (-3;-2); (-6;0); глаз (-4;0)
Тюльпан: 1. (-3;3); (0;6); (0;9); (-2;17); (-2;13); (-3;14); (-3;10); (-4;13); (-6;9); (-6;6); (-3;3); 2. (-3;3); (-3;-3); (2;2); (-2;-6); (-3;-11); (-3;-13); (-3;-11); (-5;-5); (-3;-3).
Ёлочка: (0;14); (2;11); (1;11); (3;9); (1;9); (4; 6); (2;6); (5;3); (1;3); (1;2); (-1;2); (-1;3); (-5;3); (-2;6); (-4;6); (-1;9); (-3;9); (-1;11); (-2;11); (0;14)
Кораблик: 1. (-5;3); (10;3); (5;0); (-2;0); (-5;3); 2. (-2:3); (2;10); (5;3); 3. (-2;3); (2;13); (4;13); (3;12); (4;11); (2;11)
Группа «информатиков» помогает одноклассникам работать в компьютерной программе «KOODRAW» – построение рисунков в координатной плоскости. Задания предложены из альбомов рисунков группы «практиков-математиков» и «практиков-астрономов». (Презентация 1 и Презентация 2 в прикрепленных файлах).
Творческое задание: попробовать создать свои рисунки в компьютерной программе и на бумаге.
Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание: продолжить работать над созданием своих рисунков в системе координат на бумаге.
Этап внедрения: урок прошел апробацию.
Литература:
1. Авторская программа УМК Н.Б. Истомина «Математика», 6 класс
2. http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm
3. http://www.chemtable.com/
4. http://www.zaitseva-irina.ru
Наталья Куц, учитель математики средней школы №4 с углубленным изучением отдельных предметов города Батайска Ростовской области, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии