search
main
0

Обновленный дом. или Модернизация школьной географии

В практике работы школы учебник «Наш дом – Земля» давно известен. Он выдержал уже 10 изданий, получил положительные отзывы учителей географии. Однако в период модернизации школьной географии возникла необходимость его обновления: согласования с учебником 6 класса «Землеведение», открывающим единую линию, сокращения объема в соответствии с уменьшением на одну треть учебного времени на изучение курса. Обновленный учебник для 7 класса «Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны» (авторы Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.) включен в завершенную единую линию учебно-методических комплектов авторского коллектива под руководством и под общей редакцией члена-корреспондента РАО, доктора географических наук, профессора В.П.Дронова. Все учебники линии рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и входят в Федеральный перечень учебников.

Школьный учебник наряду с живым словом учителя и картой остается основным источником знаний для школьников, важным средством развития личности. Роль учебника в развитии самостоятельной познавательной деятельности возрастает, функции его усложняются.

В новом учебнике сохранена преемственность с традиционным учебником, по которому до сих пор работают многие школы России. Название учебника «Материки, океаны, народы и страны» соответствует одному из разделов государственного образовательного стандарта. В структуре и содержании обновленного учебника отражены основные принципы модернизации школьной географии, заявленные в новой концепции современного географического образования и в требованиях стандарта к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ. Согласно этим документам школьная география и особенно курс 7 класса формирует у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей.

В содержании обновленного учебника отражены основные требования стандарта, составляющие обязательный минимум содержания основного географического образования школьников по таким темам, как «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и геоэкология».

Представленный материал учебника и его методический аппарат способствуют развитию у школьников целостного представления о нашей планете, формированию знаний о природе материков, крупных регионов и отдельных стран, особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей в различных природных условиях.

Традиционно курс географии 7 класса вызывает большой интерес у школьников, методика его хорошо разработана, создано много новых средств обучения, учебно-методических комплексов. В практике работы школы уже накоплен большой положительный опыт обучения курсу. При обновлении же учебника особое внимание уделялось интеграции физических и социально-экономических знаний учащихся и переходу к комплексному изучению курса.

География, пожалуй, единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у школьников комплексное системное представление о Земле как планете людей. И поэтому не случайно сегодня в содержании школьной географии особые акценты ставятся на расширение элементов комплексного страноведения и научной популяризации географических знаний.

Усиление страноведческой составляющей в содержании курса географии 7 класса даст возможность школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между территорией, населением и природной средой. Комплексное страноведение направлено на развитие региональных знаний о целостности и дифференциации природы материков, крупных регионов и стран, знаний о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Еще одна причина усиления страноведческой составляющей в содержании курса – состояние современной географической науки, в развитии которой наблюдается стремление к интеграции естественно-географической и общественно-географической ветвей. Сегодня в центр исследований географы ставят фундаментальные законы пространственной организации географической оболочки, взаимодействие природы и общества. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природные и антропогенные факторы, особенности развития различных территориальных систем. География комплексно рассматривает среду обитания человека, использует системный географический подход к познанию окружающего мира, изучает окружающую среду, взаимодействие человека и природы.

В структуре и содержании курса 7 класса не только усилена страноведческая составляющая, проведено разумное для школьной географии сочетание общеземлеведческих знаний и знаний комплексного страноведения. Параллельное развитие знаний землеведческого и страноведческого характера позволит школьникам видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой. При этом усиливается роль геоэкологии, охватывающей проблему «природа – общество».

По мнению психологов, у школьников переходного возраста замечены усиление познавательного интереса к явлениям природы и к событиям общественной жизни, способностей рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов.

Страноведческое содержание учебника в сочетании с изложением основ науки полностью соответствует возрастным особенностям учеников. В нем материал изложен в популярной форме; он апеллирует не только «к мозгам», но и к эмоциям. А это дает возможность реализовать основную задачу – сделать процесс обучения интересным.

Внимание к страноведческой составляющей курса 7 класса стало возможным в условиях деления среднего географического образования на общее и полное среднее. Это означает, что сложные теоретические географические знания и умения будут формироваться на старшей ступени обучения в профильной школе.

Что касается формирования ключевых компетенций, учебник не только наполнен соответствующими заданиями для выполнения самостоятельных и практических работ, но и содержит уроки-практикумы. Эти уроки направлены на обобщение учебного материала, на формирование прикладных знаний и умений, что усиливает деятельностный подход в обучении. Особое внимание в учебнике обращено на формирование умений школьников работать с картами различного содержания, а также на методологические знания – сведения о методах географической науки. Ознакомление учащихся с методами географии направлено на развитие у них интеллектуальных и практических приемов учебной работы.

В структурном плане в новом учебнике сохранено три больших раздела. Первый раздел дает знания об устройстве природы Земли, раскрывает общие особенности строения и развития всех геосфер планеты, а также населения и его взаимодействия с природой. По объему этот общеземлеведческий раздел занимает четверть учебных часов.

Раздел служит моделью для всего курса, в которую по ходу изучения материков и стран школьники будут «вкладывать», помещать знания о конкретных материках, океанах и странах. Первый раздел обеспечивает тесную связь с предшествующим курсом, но вовсе не является его повторением. Основное внимание здесь обращается на процессы в геосферах (движение литосферных плит, воздушных масс, поверхностных течений в Мировом океане), на взаимосвязь и взаимодействие компонентов природы, на зональность как основной закон географии.

Второй, самый большой раздел учебника дополнен страноведческим содержанием: приведены географические описания и характеристики более 50 стран. При этом наиболее крупным, таким как Нигерия, Китай, США, Украина, Индия и др., посвящены отдельные параграфы, тогда как другие описаны довольно кратко в страноведческом обзоре регионов. При этом из общих характеристик регионов можно вычленить особенности каждой страны, сформировать ее образ.

Обновлен и методический аппарат учебника. Он направлен на реализацию задачи развития познавательной деятельности учащихся на различных уровнях – от репродуктивного до творческого. В системе вопросов и заданий учебника появилось больше заданий повышенной трудности, призванных развивать мыслительную деятельность школьников, формировать творческий опыт и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Формулировки многих заданий изменены и уточнены. Задания и вопросы размещены перед, внутри или после параграфа, а также после больших тем и разделов. Все они направлены на обобщение важных теоретических положений курса. Впервые предложены задания к анализу климатических диаграмм. В специальных уроках-практикумах помещены задания, позволяющие более полно учитывать индивидуальные потребности школьников, формировать как интеллектуальные, так и практические умения, развивать их творческие способности.

Обращает на себя внимание наглядный аппарат учебника. Каждый раздел имеет обобщенную иллюстрацию, символизирующую основную идею раздела и создающую образы территорий, с которыми предстоит познакомиться школьникам. Большая часть иллюстраций традиционного учебника заменена на более выразительные, способствующие формированию представлений, дополняющие текст и передающие школьникам новые знания.

В учебнике помещено около тридцати карт, среди которых обращают на себя внимание экологические карты материков. Анализ этих карт послужит геоэкологическому образованию и воспитанию школьников. Обновленные иллюстрации полнее отражают особенности изучаемых объектов, явлений, отдельных территорий.

Гуманистический и культурологический потенциал курса выражен в изучении пространственного разнообразия жизни и деятельности людей. Из обновленного учебника школьники получат знания об огромном вкладе не только известных географов в познание природы Земли, а также населения многих стран в развитие мировой цивилизации в целом.

Интересен и поисковый аппарат книги: сигналы, шрифты, символы. Например, основные понятия выделены жирным шрифтом, вопросы – особым знаком, что должно помочь учащимся не только успешно изучать географию, но и научиться работать с книгой, что совершенно необходимо для самообразования каждого человека.

Таким образом, в обновленном учебнике «Материки, океаны, народы и страны» учтены главные цели среднего географического образования и задачи современной географической науки, требующие изучения пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов, а также особенностей различных территорий.

Ираида ДУШИНА, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой методики преподавания географии МПГУ, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте