search
main
0

Обнаружить в себе автора… Программа воспитательной работы «Творческие посиделки»

«Цель и смысл человеческой жизни – раскрытие сил и возможностей человека в соответствии с его природой», – учат выдающиеся педагоги всех времен и народов.

В национальной доктрине образования РФ воспитание заняло достойное место, оно призвано обеспечить:- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;- формирование культуры мира и межличностных отношений.В иерархии ценностей татарского народа мир детства занимает весьма высокое место, а защита творческого начала ребенка составляет гуманную традицию народной татарской педагогики. Татарская народная идеология предстает перед нами как хорошо организованная система, выполняющая человекоформирующую роль.Задачи:- создать условия для понимания школьниками уникальности своих способностей, показать ценность творческого самовыражения;- формировать у младших школьников толерантность и позитивное отношение к людям с иной индивидуальностью.Концепция личностно ориентированной системы деятельности классного руководителя характеризуется методическим обеспечением системы саморазвития личности. Это помощь ребенку в самостоятельном решении своих жизненных проблем, в проведении досуга, творческом самовыражении, самоопределении, самореализации.Для реализации целей и задач творческого самовыражения использованы следующие методы:    диагностические – анкетирование, опрос, наблюдение, беседа для выявления, учета и развития индивидуальных творческих способностей (творческие книжки, дневники);    организационные:- коллективная деятельность как средство создания мощного творческого поля;- феномен группового влияния на индивидуальные способности личности;- условия для проявления и формирования основных черт творческой личности;- регулирование ответственной зависимости;    мобилизационно-побудительные – формирование у младших школьников психологической готовности и способности воспринимать воспитательные воздействия для решения задач, поставленных учителем (внушение, убеждение, актуализация, мотивация к творческому самовыражению);    коммуникативные – установление с учениками контакта (взаимопонимание, доверие, сотрудничество);    методы координации и коррекции – выработка единых требований к учащимся, их корректирование;    методы совершенствования – изучение новых достижений науки, искусства, обобщение личных результатов.Этапы реализации программы:    знакомство с произведениями искусства, этикой отношений;    освоение элементов различных видов творчества татарского народа в практической деятельности;    обнаружение в себе автора, способного создавать творческие продукты;    формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам;    участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях;    оценивание результатов творчества; похвала за любую инициативу; публикация работ; выставка работ, награждение грамотами, дипломами, присвоение званий (вся информация собирается в портфолио ученика).В развивающую творческую модель воспитательной работы входят следующие компоненты:- краеведческий музей;- театральная студия «Омет»;- пресс-центр «Офык»;- хореографическая студия «Чак-чак»;- изостудия «Тамчы»;- шахматно-шашечная студия «Эрудит»;- студия «Умелые ручки».Методические рекомендацииМетоды творческого самовыражения используются для воспитания у младшего школьника творческого стиля жизни, творческого отношения к себе, к окружающим их людям, к своему труду. Творческая деятельность заключается в создании чего-то нового, будет ли это вещь внешнего мира или чувства, живущие и обнаруживающиеся только в самом человеке. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение служит тем коррекционным механизмом, который помогает школьнику более гармонично существовать в окружающей его действительности, ощутить себя активной творческой личностью, найти в себе то, на что можно опереться в жизни, что волнует и вдохновляет.Методы творческого самовыражения приглашают в путешествие по морю человеческого разнообразия. На занятиях, репетициях изучаются и анализируются образы героев художественных произведений, биографические данные великих представителей татарского народа – поэтов, художников, писателей, ученых, композиторов – в сравнении с собственным характером. Знания и умения, получаемые на занятиях, в студиях, кружках, творческих центрах, помогают найти пути к пониманию себя и окружающих и, стало быть, свое место в жизни.Для того чтобы помочь младшему школьнику наиболее глубоко прочувствовать содержание занятий, используются слайды, репродукции картин, портреты известных людей, записи музыкальных произведений, произведения прозаиков и поэтов.На многих занятиях ребята получают возможность ощутить себя творческой личностью и создать собственное произведение. Для этого требуются листы бумаги, карандаши, фломастеры, природный материал. Для театрализованных занятий необходимы всевозможные куклы (можно самодельные), маски, театральный реквизит (шляпки, очки, накидки, маски), декорации, сделанные руками самих же детей.Формирование групп по интересам и способностям происходит в начале учебного года в ходе индивидуальных бесед. Занятия в кружках, секциях, студиях проводятся во внеурочное время по расписанию в течение учебного года.В процессе своего развития группы проходят несколько этапов:1. Предварительное знакомство участников группы. В течение одной недели проводится диагностика интересов, склонностей, способностей, особенностей мышления, коммуникативных и организаторских способностей детей. Используются стандартные тесты, методики, анкеты.2. Расширение и уточнение представлений о возможностях человеческой личности во время знакомства с литературными произведениями, с творчеством и биографиями известных людей, участия в инсценировках, играх, праздниках, концертах, вечерах.3. Осознание собственной индивидуальности, творческого вдохновения при помощи самооценки и самоотчета. Контроль за личностным ростом ведется в дневниках достижений ребят.Исходя из поставленных задач определены основные направления учебно-воспитательного процесса в классе на основе социальных, культурных традиций татарского народа:1. Познавательная культура (интеллект, культура мышления, кругозор личности, целостность знания).2. Нравственная культура (формирование основных представлений о морально-этических нормах, отношениях, поведении и личностных качествах школьников).3. Национальная культура (формирование целостного представления учащихся о национальной культуре, развитие творческих способностей, национального самосознания, воспитание патриотизма, чувства собственного достоинства).4. Культура мира (гражданственность, толерантность, права и обязанности человека, долг, активная жизненная позиция).5. Культура здорового образа жизни (экологическая культура, экология личности, санитарно-гигиенические нормы, нетрадиционные формы оздоровления, отказ от вредных привычек, двигательная активность и т. д.).ПрогнозСодержание воспитательной программы включает воспитывающие факторы для творческого развития личности школьника как гражданина страны и сына своего народа, благоприятные условия для формирования самостоятельной, творческой, высоконравственной личности на основе народной педагогики, традиционной культуры воспитания национальной самобытности. Ожидается, что в детях, покидающих школу, будет выработано целостное представление о мире, об общечеловеческих ценностях, национальных сокровищах.Программа наблюдения внеклассного мероприятияЦель наблюдения – проследить, как формируется национальное самосознание учащихся, оценить эффективность этого процесса в целом и по отдельным его фрагментам.Шкала оценок элементов воспитательного процесса:0 – тот или иной элемент полностью отсутствует;1 – элемент частично присутствует;2 – элемент присутствует полностью.После каждого элемента необходимо поставить цифру, причем только одну. В итоге можно сосчитать баллы и оценить работу воспитателя.1. Цели.Цели по формированию национального самосознания соответствуют содержанию темы.2. Содержание.В содержании материала выделены элементы, обеспечивающие формирование национального самосознания учащихся (элементы национальной культуры, истории татарского народа, его традиции, характеристика образа жизни и т. п.).В содержании материала выделены элементы, обеспечивающие развитие творческих способностей учащихся (чувство новизны, критичность мышления, способность решать проблемы, анализировать творческие ситуации и т. п.).3. Организация процесса воспитания.Использование приемов, нацеленных на формирование национального самосознания.Воздействие на эмоции, установки, интересы, потребности и убеждения учащихся как формы проявления национального самосознания учащихся.Стимулирование развития творческих способностей учащихся.Организация деятельности по решению проблем и анализу творческих ситуаций:- индивидуальной;- групповой;- коллективной.4. Результативность:    усвоение материала большинством учащихся;    высокая познавательная активность большинства учащихся;    высокий познавательный интерес у большинства учащихся;    творческая атмосфера.​Миляуша ЗАКИРОВА, учитель начальных классов гимназии №1 имени Ризы Фахретдина Альметьевска Республики Татарстан, победитель V конкурса «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте