Одно из ярких воспоминаний детства Ольги ТКАЧЕНКО, учителя русского языка и литературы омской средней школы №7: весенний ветерок ласкает щеки, солнце пригревает спины, а она выводит цветными мелками на стене железного гаража: «Классная работа».
Учениками строгой учительницы лет шесть были младшие подружки, указкой служила сухая веточка, губкой – кусочек льда. Ольга смеется, что набор мастера – мел, доска, указка – был ей знаком с детства. А в 5‑м классе выяснилось, что бывают и другие «инструменты знаний» – в школах появились компьютеры. Правда, в ее школе класса информатики не организовали, а так хотелось приобщиться к чуду! Вместе с подругами Ольга записалась в кружок, организованный в соседнем лицее, бегала туда два раза в неделю. Выиграв однажды в конкурсе компьютерной графики, получила в подарок дискету и яркий журнал, и это казалось ей великим достижением.
– Какой восторг мы испытали, когда впервые попробовали отправить письмо по электронной почте! – вспоминает Ольга Викторовна. – Даже немножко сомневались в правдивости происходящего – в голове не укладывалось, как письмо за секунду улетает в другой город!
Впрочем, когда студенткой 4‑го курса Бийского педагогического государственного университета имени В.М.Шукшина она пришла на практику в школу, выяснилось, что набор мастера все тот же – мел, доска, указка. И казалось, что так будет всегда. Но мир изменился стремительно – в него ворвались гаджеты. Молодая учительница поняла: современные технологии открывают перед школой новые горизонты.
– Наступает эра цифрового образования. Сможет ли учитель занять достойное место в современном образовательном пространстве? – рассуждает педагог. – Все говорят, нужно подстраиваться. Но эту фразу можно истолковать по-разному. Нехотя приспосабливаться или идти в ногу со временем? Каждый – учитель, родитель, ученик – понимает по-своему.
Консервативный, ленивый, пассивный будет долго сопротивляться, вспоминая прошлые времена. Активный, прогрессивный, инициативный с интересом будет изучать возможности нового. По мнению академика Александра Семенова, научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы. На мой взгляд, это утверждение должно стать определяющим в работе каждого учителя. Мы работаем с детьми поколения Z, или зумерами, а они, можно сказать, рождаются со смартфоном или планшетом в руках. Зумеры привыкли воспринимать визуальную информацию, в их воспитании принимают участие не только родители, но и… блогеры из YouTube, TikTok, Instagram.
Ольга Викторовна считает, что цифровизацию можно и нужно сделать инструментом педагога, чтобы научить человека жить в информационном мире.
– Учителю необходимо применять информационно-компьютерные технологии в практической деятельности, – уверена она. – Работодатели и исследователи в сфере образования пришли к выводу, что наиболее важными навыками для ХХI века являются умения творчески решать проблемы, работать в команде и критическое мышление, креативность.
Пока обыватели спорят, насколько нужны QR-коды, Ткаченко ввела их… на своих уроках. Так же как знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича по-прежнему будоражит людей, пытающихся найти в нем высший смысл, современные черные квадратики активно привлекают внимание своей загадочностью. Сегодня QR-коды ближе, чем кажется. Даже если забыть про пандемию.
– Однажды я задумалась, как можно использовать QR-коды в образовании, – рассказывает Ольга Викторовна. – Чтобы создать код, требуется совсем немного сил и времени. Достаточно открыть программу «Генератор QR-кодов», загрузить необходимую информацию в рабочее окно и нажать кнопку. Включаясь в такую работу, дети не только по-разному учатся считывать информацию, добывать ее, но и развивают ИКТ-навыки, повышают читательскую грамотность.
Иногда на уроках литературы педагог дает задание составить досье писателя или поэта. Выбрав героя, изучив информацию о его жизни и творчестве, ребята отбирают самое нужное и интересное. Большой текст превращают в сжатый, зашифровывая QR-код. Восьмиклассники даже придумали игру: составив галерею портретов поэтов и писателей, проверяют с помощью телефона себя и товарищей, знают ли они классиков в лицо. Другим «кодовым» проектом в средней школе №7 стала мобильная библиотека, лозунг которой: «Скачай и читай!». С помощью кода можно легко и быстро получить нужную книгу. Тем более что Ольга Викторовна вместе с ребятами заполнили книжными полками… колонны на третьем этаже. Не обычными, конечно, а виртуальными: здесь можно скачать не только произведения школьной программы, но и новинки современной русской и зарубежной литературы.
Составлением такой полки занимаются старшеклассники, места еще много, здесь будут все книги, которые их заинтересовали.
– Теперь я реже слышу фразы «А библиотека закрыта» или «Все книги разобрали, поэтому я не прочитал», – смеется Ольга Викторовна. – Думаю, что наличие таких библиотек в школах, на остановках, в электричках, в городских парках может повысить уровень читательской грамотности, да и культуры в целом. Мы создаем для детей образовательную среду, и нужно раздвигать границы: урок – школа – улицы – парки – город – страна. Зачем запрещать детям телефоны, если можно сделать их полезными? Хотя бы иногда такой ход может пробудить интерес, развить мотивацию. Я заметила, что, используя QR-коды на уроках, дети проявляют больший интерес, связывают литературу с информатикой, сами генерируют новые идеи с использованием кодов, подходят к этому креативно, учатся отбирать информацию. QR-код – это даже не прием, не метод, а магический черный квадратик, который заставляет детей думать и делать!
Облако тегов – еще один нестандартный прием, который Ткаченко использует на уроках. Дети умеют и любят играть в ассоциации, создавая ассоциативное облако – визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ключевыми словами.
– Именно ассоциативные связи являются основами мышления, памяти, творчества, воображения, – объясняет Ольга Викторовна. – Каждый человек обладает ассоциативным мышлением и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, при слове «мел» в голове сразу же возникают мысли о школьных занятиях, ответе у доски, учителе. Дети легко запоминают учебный материал, если опираются на личные ощущения, впечатления. Можно проследить прямую связь с креативностью и критическим мышлением. Мои ученики любят оформлять облако тегов на уроках литературы после изучения произведения. Каждое слово подбирают осознанно, могут объяснить, почему оно оказалось в ассоциативном облаке. Я заметила, что они стали легко пересказывать произведения, запоминая образы главных героев, события, идею текста. Стали творчески подходить к ведению тетрадей: более аккуратно, красиво, появились рисунки.
На уроках Ткаченко ученики не только пишут, читают, но и рисуют. Ольга Викторовна считает, что иллюстрирование литературных произведений – яркое средство проявления филологической одаренности, способствующее развитию образного мышления. Групповой проект предполагает групповую иллюстрацию, и нередко случается так, что авторами замысла и исполнения зрительного образа являются разные люди. Причем если пятиклассники создают иллюстрации исходя из конкретного литературного текста, то старшеклассники зачастую используют символы и аллегории.
За 14 лет, что Ольга Ткаченко в школе, стало ясно: работа с детьми – ее призвание. За это время она окончила еще один вуз, стала призером Омского городского конкурса молодых педагогов «Открытие», оказалась среди победителей «Лучших учителей России», теперь вошла в число учителей года-2021. Ученики Ольги Викторовны тоже активные участники конкурсного движения, призеры и победители олимпиад различных уровней. Она видит в них продолжение себя, тем более что среди выпускников уже немало студентов филфака, радуется их успехам, даже самым маленьким.
Школа для Ольги Ткаченко – поле творчества, проектов, новых идей, нетрадиционных методов и форм обучения. Вместе с ребятами она выпускает газету, руководит школьным пресс-центром и кружком «Журналистика». Газета в школе, по мнению педагога, – средство и адаптации, и самовыражения детей, она помогает лучше познавать себя, сдружить разные поколения. Причем «журналистская» самопрезентация в разных возрастных группах проявляется по-разному. Если для ребенка 8‑10 лет это попытка описать, часто очень наивно, простейшие события обыденной жизни, то самовыражение гимназистов происходит многопланово: с одной стороны, через остро-критические заметки, с другой – через чувственную поэзию или философские размышления. Школьный пресс-центр играет большую роль в организации бескризисного перехода трех возрастных психологических групп учащихся: из детского сада в школу, из начальной школы в основную, из основной в среднюю.
– Взрослые учат детей произносить отдельные слова, а изменять эти слова, складывать их в предложения ребенок пытается сам, приспосабливаясь к законам языковой среды, которая его окружает, – рассуждает Ольга Викторовна. – Чем старше становятся дети, тем пассивнее их речетворчество. К 10‑11‑му классам они обычно испытывают затруднения в таком виде деятельности, например, как сочинение по литературному произведению. Вот почему на уроках русского языка и литературы я использую систему приемов и методов работы по выявлению и развитию филологической одаренности учащихся, то есть, образно говоря, мы вместе одну за другой преодолеваем ступеньки к творчеству.
Новое время, конечно, диктует новые, подчас жесткие условия жизни и работы. В прошлом году пришлось много работать на «удаленке», но это тоже оказалось интересным и полезным опытом.
– И учителя, и дети, и родители испытали на себе все сложности организации такой работы – технические, бытовые, психологические, – вспоминает Ткаченко. – Кажется, мы даже на некоторое время поменялись местами: учитель стал родителем, родитель – учителем.
Образовательных платформ, которые может использовать учитель в работе, как рассказывает Ольга Викторовна, сейчас достаточно: Google Класс, Moodle, Дневник.ру, Российская электронная школа, Учи.ру, Яндекс.Учебник, ЯКласс, Кодвардс, Московская электронная школа. К этому списку можно добавить и различные мессенджеры, облачные сервисы, конференцию Zoom. Главное, по ее мнению, чем должен руководствоваться педагог при выборе образовательной платформы, – доступность, простота освоения. Если есть желание учить и учиться самому, можно преодолеть и технические проблемы, и пробелы в знаниях информатики. Просидев полночи за презентацией, совмещая музыку с видео, репетируя выступление в Zoom, но не понимая, как же подключить звук, Ольга Викторовна ощутила себя героиней, когда смогла преодолеть все трудности. Разобравшись с проблемами, поняла, что дистанционное обучение может и должно быть увлекательным, ярким, интерактивным.
– Безусловно, цифровое образование – это вызов современной школе, – считает Ольга Викторовна Ткаченко. – Научить нужно не только детей, но и родителей, создав лекцию об использовании той или иной платформы. Дистанционное обучение дети осваивают легко, родителям и учителям на перестройку требуется больше времени. И все же ничто не заменит живого общения учителя и учеников. Я согласна с Биллом Гейтсом, говорившим, что технологии – всего лишь инструмент, а в том, чтобы побуждать и мотивировать детей работать вместе, учитель играет самую важную роль. Каким образом мы бы ни учили детей, главным остается все же то, чему мы учим. Используя современные образовательные технологии, мы всегда должны помнить, что наша задача – воспитать не только успешного, но и думающего, креативного, нравственного человека, который будет стремиться помогать ближним, защищать свою Родину, нести мир и добро.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск
Комментарии