Выпускник начальной школы должен продемонстрировать достаточный уровень образованности, предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, опыт творческой и социальной деятельности. Решение этих задач естественным образом связано с качеством образования, а значит, и с квалифицированным кадровым обеспечением, ведь «кадры решают всё!».
Повышение квалификации учителей стало важнейшим направлением деятельности городских, окружных и школьных методических служб.
В условиях перехода на новый образовательный стандарт мы, методисты начального общего образования, переносим акцент в своей профессиональной деятельности на обеспечение готовности школы 1-й ступени к успешной реализации ФГОС и усиление адресности в работе с учительским корпусом по осознанию и принятию им идеологии нового
образовательного стандарта. Сегодня педагогу необходимо понять, что изменения, которые диктует время, требуют в первую очередь перемен в нем самом на идеологическом, психологическом и профессиональном уровне. Именно самоопределение учителя играет важную роль в выборе шагов в проектировании учебного процесса, ориентированного на «научение» и организацию совместной деятельности младших школьников.
Мы активно включились в работу по поддержке и методическому сопровождению учителей начальных классов в теоретических и практических вопросах, связанных с основами работы в новых условиях. В округе появились новые формы методического сопровождения педагогов школы 1-й ступени. К ним относятся пилотные дни для школ, апробирующих ФГОС, дни методической поддержки, в рамках которых осуществляется обучение учительского состава овладению необходимым педагогическим инструментарием для формирования заданной новым стандартом модели выпускника.
На наш взгляд, наиболее продуктивной формой работы в этом направлении стала демонстрация практического опыта ведущих учителей, в первую очередь из пилотных школ. К примеру, в марте 2011 года для коллег Север-Западного округа было проведено 26 открытых уроков в первых пилотных классах по теме «ФГОС. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе», в ходе которых учителя продемонстрировали умение организовывать образовательный процесс с использованием предметно-развивающей среды, компьютерного оборудования, владение технологией системно-деятельностного подхода. На таких мероприятиях учителя имеют возможность увидеть инновационный опыт своих коллег, получить исчерпывающие ответы на все интересующие их вопросы и принять к использованию в личной практике наиболее ценный педагогический инструмент. Такие недели открытых уроков мы планируем внести в перечень традиционных и проводить их ежегодно с привлечением более широкого учительского состава, в том числе среднего и старшего звена. Уже стало традицией включать в планирование практико-ориентированные формы работы: «Месячник современного урока», «Фестиваль педагогического мастерства», научно-практический форум «Особенности перехода школы 1-й ступени на ФГОС. Опыт работы школ СЗОУО», которые становятся все более массовыми. Следует отметить, что с каждым годом уровень профессионального мастерства наших коллег по цеху заметно растет.
Особое значение мы придаем организации ста-жировочных площадок в округе, цель которых формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений, полученных учителями в результате теоретической подготовки, изучение опыта лучших педагогов, приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения новых обязанностей, продиктованных ФГОС.
На базе пилотных школ осуществляется кон-сультативно-тьюторское сопровождение учителей по основным направлениям реализации нового стандарта: ИКТ-компетентности учителя, реализации системно-деятельностного подхода в обучении, организации предметной среды, управлению образовательным процессом и другим проблемам. Таким образом, на практике происходит взаимодействие в звеньях «методист – учитель», «учитель -тьютор – учитель».
Неотъемлемая часть такого сотрудничества методистов и педагогов разных категорий, одна из инновационных форм работы – информационно-методическая среда, около пятисот учителей СЗАО, зарегистрированных на курсе, имеют доступ к важнейшей методической и нормативно-правовой информации, а также возможность получения оперативной и индивидуальной помощи. Опыт показал, что дистанционное взаимодействие внутри профессионального сообщества играет значимую роль в повышении квалификации наших учителей.
В прошлом учебном году в условиях массового перехода школ на ФГОС мы подготовили и реализовали программу 36-часовых модульных курсов по теме «Готовность учителя начальных классов к эффективной профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС», целевой установкой которых было оказание теоретической и практической помощи педагогам в освоении требований к их личностным и профессиональным компетентнос-тям.
Работа методиста по сопровождению перехода школы 1-й ступени на новый образовательный стандарт сложна и многогранна. Колоссальны временные и интеллектуальные затраты учителей начальной школы, которые приступили к выполнению нового государственного заказа в области начального образования. Но, как показывает практика, только совместная деятельность и взаимная поддержка методистов и педагогов начальной школы в процессе профессионального становления учителя на пути реализации ФГОС поможет добиться позитивных перемен в решении масштабных задач, связанных с модернизацией образования.
В этом направлении первый значительный опыт учителей Северо-Западного округа был представлен в рамках форума учителей начальной школы Москвы, проходившего 19 ноября 2011 года в ЦО №2030. Педагоги пилотных школ показали новый опыт профессиональной деятельности и подтвердили, что «перезагрузка» современного учителя идет… и идет успешно!
Комментарии