В соответствии с требованиями Концепции модернизации российского образования реализуется целый ряд мер, направленных на повышение статуса педагогического работника.
Досье «УГ»Основные задачи на 2004-2006 гг. Введение новых механизмов финансирования в дошкольном образовании Реализация комплекса мер по введению новых стандартов общего образования и профильного обучения Создание при всех школах страны попечительских (управляющих) советов школы Повышение квалификации учителей по новому содержанию ОСО и информационным технологиям Разработка и реализация Государственной программы воспитания детей и молодежи на 2005-2010 годы Создание в школах страны и во всех вузах органов, структур самоуправления учащихся и студентов Завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена Создание системы приема в вузы способной (профессионально-ориентированной) молодежи на основе общероссийских олимпиад и конкурсов Передача в субъекты РФ учреждений НПО и части учреждений СПО Разработка нового механизма (взамен сметного) финансирования вузов Разработка государственной системы кредитов на получение высшего образования Создание общероссийской, региональных и внутривузовских систем поддержки трудоустройства и занятости студентов Реализация комплекса мер воспроизводства и поддержки кадрового потенциала образования и науки, привлечения и закрепления молодежи Повышение качества профессионального образования и обеспечение его интеграции в мировое образовательное пространство Повышение заработной платы работников образования и ее приближение к средней по промышленности; введение отраслевой системы оплаты труда в образовании Реализация программы подключения образовательных учреждений к глобальным информационным сетям Создание системы и индустрии производства электронных образовательных продуктов Развитие отраслевой системы (совместно с субъектами РФ и ОУ) ипотечного кредитования приобретения жилья работниками образования Реализация в полном объеме поставки комплектов спортивного оборудования и инвентаря во все российские школы
Одной из важных форм реализации этого статуса должно стать участие посредством профессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов и др.) в управлении образованием, в выработке принципов и направлений образовательной политики.
С целью обеспечения согласованности действий органов государственной власти, научного и педагогического сообществ в решении проблем общего образования, определения приоритетных направлений государственной политики в области общего образования создан Федеральный координационный совет по общему образованию.
Активно работает Совет по педагогическому образованию при Минобразовании России, в состав которого входят представители педагогических вузов и педагогической общественности. В соответствии с Положением Совет по педагогическому образованию принимает участие в решении вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров, выработкой принципов и направлений образовательной политики. Учебно-методические объединения по направлениям и специальностям педагогического образования участвуют в разработке проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального (педагогического) образования и примерных учебных планов, проектов примерных программ по специальным и общепрофессиональным дисциплинам, формируют перечни учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса. Совет по педагогическому образованию и учебно-методические объединения по направлениям и специальностям высшего педагогического образования принимали активное участие в разработке проекта программы модернизации педагогического образования (2002-2003 гг.).
Сформирована и введена в действие новая государственно-общественная структура управления формированием содержания высшего профессионального образования на трех функциональных уровнях:
на первом уровне управление осуществляет Федеральный совет по разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, возглавляемый министром. В состав совета входят представители министерств и ведомств, в ведении которых имеются вузы, а также ректоры ведущих вузов страны;
на втором уровне функционируют 9 координационных советов по областям знаний и по циклам дисциплин, например, координационный совет в области техники и технологии, координационный совет в области лингвистики, координационный совет по естественно-научным дисциплинам и т.д.;
на третьем уровне разработкой содержания высшего профессионального образования, формированием государственных образовательных стандартов занимаются 75 учебно-методических объединений высших учебных заведений Российской Федерации по областям высшего профессионального образования и 25 научно-методических советов по дисциплинам.
В системе начального профессионального образования сложились определенные формы и методы государственно-общественного управления. Вопросы стратегии развития образования, его содержания рассматриваются с участием Всероссийской ассоциации «Роспрофтех», Совета по начальному профессиональному образованию, учебно-методических объединений по начальному профессиональному образованию семи федеральных округов, председателей советов директоров образовательных учреждений начального профессионального образования всех федеральных округов, клуба директоров, Академии профессионального образования, Института развития профессионального образования, Всероссийского центра художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, Центра технического творчества учащихся, Центрального музея профессионального образования.
Развивается государственно-общественная структура управления средним профессиональным образованием. В системе среднего профессионального образования действуют 79 региональных советов директоров и 18 профильных ассоциаций средних специальных учебных заведений, которые представляют собой авторитетные органы по развитию среднего профессионального образования. Наиболее эффективно работают ассоциации техникумов и колледжей легкой и текстильной промышленности («Рослегпромобразование»), учебных заведений автомобильной промышленности, строительных техникумов и колледжей, профессионально-педагогических техникумов и колледжей, учебных заведений лесотехнической промышленности, учебных заведений металлургической промышленности, Совет директоров педагогических училищ и колледжей России. В работе советов директоров и профильных ассоциаций появилось много новых форм по объединению усилий учебных заведений, всех заинтересованных организаций в решении проблем средней профессиональной школы.
Активно работает Союз директоров средних специальных учебных заведений России – всероссийская общественная организация, объединяющая директорский корпус образовательных учреждений среднего профессионального образования различных видов и профилей. Деятельность союза позволяет осуществлять эффективное взаимодействие учебных заведений по организационным, методическим, содержательным вопросам развития среднего профессионального образования. В феврале 2003 года состоялся III съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России, на котором обсуждалось состояние системы среднего профессионального образования, объективная необходимость ее опережающего развития, обеспечение доступности и качества среднего профессионального образования через эффективную экономику учебных заведений.
В целях выработки стратегии развития дополнительного профессионального образования на территории Российской Федерации, содействия в обеспечении проведения единой государственной кадровой политики, координации и взаимодействия государственных органов управления образованием в области повышения квалификации и переподготовки кадров Минобразованием России создан Координационный совет по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов.
Из руководящих и научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, а также представителей заинтересованных организаций и учреждений сформирован Научно-методический совет по проблемам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Одной из форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения является участие родителей в различных видах государственно-общественного управления образованием. Повсеместно создаются попечительские советы, советы школ, советы отцов, городские и районные советы родителей. На муниципальном уровне в регионах повсюду создаются районные попечительские советы, организуются «телефоны доверия».
С целью развития государственно-общественных форм управления в сфере образования в Бурятии развивается попечительское движение, где основной силой являются родители. В целом в республике 75% общеобразовательных учреждений имеют попечительские советы, которые рассматриваются как форма поддержки и защиты личных и имущественных прав образовательных интересов несовершеннолетних граждан. Родительская общественность республики активно участвует в решении школьных проблем. Средства от деятельности попечительских советов, родительских комитетов направляются на текущий ремонт, укрепление материально-технической базы, охрану учреждения, оказание правового обеспечения деятельности школы и др.
Создание условий для свободного получения профессиональной информации, связанной с образованием.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды (2001-2005 гг.)» созданы и развиваются специализированные порталы по различным областям знаний сферы образования, в том числе Портал общего образования, содержащий рубрики по нормативно-правовой базе системы образования.
Осуществляется программа создания телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам (объем финансирования этой программы в 2002 году составил 340,0 млн. рублей). Развернуты совместно с Минсвязи России широкомасштабные работы по подключению образовательных учреждений к сети «Интернет», которые в основном должны быть завершены к 2005 году.
Для обеспечения свободного использования методической базы системы повышения квалификации создаются региональные центры дистанционного обучения на базе институтов повышения квалификации для работников образования, предусмотрено развитие системы учебных центров «Федерации Интернет Образования», создаются центры информационно-коммуникационных технологий на базе педагогических вузов в рамках инициативы компании «Интел».
Подготовлен пакет документов по основным аспектам деятельности региональных информационных центров (РИЦ), создаваемых в целях мониторинга обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений и формирования информационной системы учебного книгоиздания. На сегодняшний день создана сеть из 35 региональных информационных центров, из которых к наиболее активным можно отнести Воронежский, Новгородский, Пермский, Ростовский, Томский, Чувашский, Алтайский (краевой) региональные центры.
Важную роль в обеспечении свободного доступа к профессиональной информации играет выпуск каталогов. В 2002 году совместно с Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР) был подготовлен «Аннотированный каталог «Дошкольный мир и начальная школа» книжной продукции, развивающих игр, аудио- и видеокассет, предназначенных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Выпущен (также совместно с МПТР) Сводный аннотированный тематический план издания учебной литературы для высшего, среднего и начального профессионального образования. Министерством образования Российской Федерации издан «Перечень-каталог учебно-методических изданий на 2002/2003 учебный год».
В целях создания образовательной среды в интернете и условий для свободного получения информации, связанной с образованием, реализуется масштабный проект по формированию федеральной системы образовательных порталов в рамках единого технологического и методологического подходов, что позволит обеспечить эффективное управление и полноценное функционирование всей информационно-образовательной базы, создание системы управления информационным содержанием, а также объединение информационных источников на базе вертикальных порталов.
По итогам конкурсов, проведенных в 2002 году Минобразованием России в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», подписаны государственные контракты на создание и ввод в опытную эксплуатацию образовательного федерального портала «Российское образование» (испонитель – ГНИИТТ «Информика»), а также специализированных образовательных порталов: социально-гуманитарное и политологическое образование (история, философия, международные отношения, государственное и муниципальное управление) – Российский университет дружбы народов; естественно-научного образовательного портала (физика, химия, биология) – Санкт-Петербургский институт точной механики и оптики; образовательного портала по экономике, менеджменту и социологии – ГУ ВШЭ.
Переход к отраслевой системе оплаты труда.
В 2002 году проводилась работа по подготовке предложений о переходе к отраслевым условиям оплаты труда работников образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Разработаны и представлены в Минтруд России концепция отраслевой системы оплаты труда работников образования, схемы ставок (окладов) педагогических и руководящих работников по типам и видам образовательных учреждений, а также проект постановления Правительства Российской Федерации о введении отраслевой системы оплаты труда. Представленные материалы частично использованы Минтрудом России при докладе на заседании Правительства Российской Федерации 6 ноября 2002 года «Концепции реформирования оплаты труда в бюджетной сфере».
Построение отраслевых условий оплаты труда работников образования основывается на дифференциации ставок (окладов) в зависимости от времени профессиональной подготовки, сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, профессионального стажа.
Решение в установленном порядке вопроса об отсрочке призыва в ряды Вооруженных Сил для выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования, получивших педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкой педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах.
С целью стимулирования привлечения в образовательные учреждения педагогов-мужчин Минобразованием России совместно с Минобороны России был подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации проект указа Президента Российской Федерации «О предоставлении права на получение отсрочки от призыва на военную службу лицам, имеющим высшее педагогическое образование на время работы на педагогических должностях в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования и образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который по поручению Правительства Российской Федерации находится на согласовании в Минобороне России и Минюсте России.
По информации, полученной от Генерального штаба Российской Федерации в феврале 2003 года, предложения Минобразования России, направленные на расширение категорий граждан, пользующихся отсрочками от призыва на военную службу, Минобороны России не поддерживаются по причине недостаточной численности призывных ресурсов в государстве для полного и качественного укомплектования войск рядовым и сержантским составом. Высказаны замечания к проекту указа Президента Российской Федерации, прежде всего касающиеся количества лиц, которые могут воспользоваться отсрочкой (расчеты Минобразования России определяют квоту в 15 000 человек в год, Минобороны России ограничивают ее 3 000 человек в год).
Коллегией Минобразования России одобрена программа модернизации педагогического образования. В программе выделены три основных направления, определены задачи для реализации каждого из них, а также разработаны первоочередные мероприятия (2003-2004 гг.) и долгосрочные меры до 2010 года.
Первое направление «Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки» предусматривает создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала, перспектив развития системы образования, регулирования трудоустройства и закрепления выпускников в общеобразовательных учреждениях.
Вторым основным направлением модернизации педагогического образования является «Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов». Это направление включает корректировку примерных программ и разработку рекомендаций по изучению психолого-педагогических дисциплин в учреждениях высшего и среднего профессионального (педагогического) образования; разработку оптимальной системы организации и содержания практической подготовки студентов и рекомендаций по прохождению педагогической практики; корректировку содержания и форм подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий школьного образования; разработку системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для более эффективного решения задач модернизации образования.
Третье направление — «Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования». Оно предусматривает уточнение действующего Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (в части педагогических направлений и специальностей), обновление действующих государственных образовательных стандартов по направлениям и специальностям высшего педагогического образования, уточнение перечня специализаций по педагогическим специальностям.
В перспективе намечено создание федерального комплекта учебников и учебно-методических пособий по общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам психолого-педагогической подготовки, проведение конкурса учебников и учебно-методических пособий, разработка типового перечня учебного оборудования для высших и средних педагогических учебных заведений, оснащение библиотек педвузов, а также ряд других важных для осуществления модернизации педагогического образования мер.
Система подготовки, повышения квалификации и аттестации руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений.
В рамках направления 2.8. «Повышение квалификации руководителей органов управления образованием по вопросам модернизации образования» Федеральной программы развития образования на 2002 год в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Москва) и в Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров проведено повышение квалификации 1916 руководителей органов управления образованием по вопросам модернизации образования.
Анализ результатов опроса восьмисот руководителей муниципальных органов управления образованием, проведенный в июне – октябре 2002 года Центром социологических исследований Минобразования России, свидетельствует о том, что в ходе повышения квалификации доля информированности руководителей о деталях модернизации увеличилась в 3 раза – с 16 до 50%. По оценке слушателей, полученные знания помогут им в проведении организаторской работы по осуществлению на местах процессов модернизации образования, по проведению экспериментов по обновлению структуры и содержания общего образования, в решении социально-педагогических проблем, проведении комплекса экономико-правовых мероприятий по реформированию экономики образования.
В целях преодоления неоправданного дублирования научных исследований РАО совместно с Минобразованием России существенно обновили систему координации: на основе принятого Соглашения усовершенствован механизм согласования важнейших исследований на этапе их планирования, активизирована деятельность совместного координационного совета по проблемам научных исследований. РАО ввела академический научный заказ подведомственным институтам с целью научной разработки наиболее сложных проблем образовательной политики, более полной реализации положений Концепции модернизации российского образования.
Контроль качества исследований осуществляется как научным сообществом Академии, так и независимыми экспертами, а также государственными органами власти.
Формируется программа совместных исследований Минобразования России и РАО, предусматривающая процесс реализации их результатов в массовой практике образовательных учреждений. Разрабатывается совместный механизм мониторинга результатов внедрения педагогических инноваций, повышения качества проведения и использования результатов научных разработок. Реальный результат совместной работы наиболее четко прослеживается в проведении Минобразованием России совместно с Академией эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. С 2002 года в рамках специальной программы 142 педагога-исследователя в экспериментальных школах РАО под научным руководством сотрудников Академии участвуют в поиске и разработке новых стратегий организации образовательного процесса, подготовке инновационных средств обучения, проверке содержания учебников и учебных пособий.
Институты РАО в настоящее время участвуют в реализации 47 федеральных программ. Из более чем 800 разработанных Академией учебников и учебных пособий многие получили рекомендации к использованию Минобразования России. В течение последних трех лет 44 сотрудника РАО за особый вклад в развитие образования удостоены премий Президента и Правительства Российской Федерации.
На базе ГосНИИ семьи и воспитания разработана и введена в действие принципиально новая модель научного учреждения, функционирующего в системе нескольких ведомств–учредителей, что позволило интегрировать преимущества академической и отраслевой науки.
Завершается работа по совершенствованию механизмов финансирования исследований на основе конкурсной системы планирования и реализации исследовательских проектов. Разработан проект Программы фундаментальных и прикладных исследований РАО на среднесрочную перспективу.
Комментарии