Случается так, что ребенок и в семь лет твердо ответит, кем он хочет стать, когда вырастет. Бывает, что только разлука со школой заставляет задуматься о своем будущем трудовом поприще. Не исключено, что даже самое продуманное решение изменится в одночасье, а понимание того, что именно необходимо человеку для счастья, может нагрянуть внезапно. В педагоги обычно идут по призванию, но не все по окончании вузов становятся учителями. Возможно, это происходит оттого, что этим юношам и девушкам хочется испытать, какова жизнь самим, и уже после этого передавать знания своим ученикам.
Выпускной бал выпускников вузов и педагогических колледжей назвали точкой отсчета. Что за ней – самостоятельность? Как совладать с этой обрушившейся свободой, о которой так долго мечталось? Разве можно поверить, что ты, вчерашний студент, стал солидным специалистом, ответственным за мысли и чувства нескольких десятков детей? Все это пока не укладывается в голове. И бал – некая попытка задержаться в своем взрослении еще на миг, почувствовать себя не до конца вырванным из мира детства, натанцеваться вдоволь, наиграться до отвала, вобрать в себя воспоминания о том, какова она эта точка отсчета во всех ее проявлениях.
В этом году московские педагогические вузы окончили около 5 тысяч человек, 43 специальности высшего профессионального образования осваивали почти 24 тысячи студентов в Московском городском педагогическом университете, Московском городском психолого-педагогическом университете, Московском гуманитарном педагогическом институте, Московской государственной академии делового администрирования. В результате у окончивших обучение на руках дипломы учителей русского языка и литературы, иностранных языков, математики, информатики, истории, физической культуры, начальных классов, психологов, социальных педагогов. Но есть среди них и будущие юристы, социологи, менеджеры – подготовка асов в этих областях теперь вполне привычна для педвузов.
Красивое действо – бал, замечательные напутственные слова со сцены от первого заместителя руководителя Департамента образования Москвы Василия Лисова, ректора Московского городского педуниверситета Виктора Рябова, ректора Московского городского психолого-педагогического университета Виталия Рубцова, депутата Московской городской Думы Евгения Бунимовича. Это сегодня. А что ожидает этих молодых людей завтра? Школа? – Нет, – лучезарно улыбаются юноши. – Учителем быть не собираюсь.
Благодаря полученным дипломам по непедагогическим специальностям многие из них действительно находят себе иную нишу. Для того чтобы привлечь в школы тех, кто штудировал все эти годы педагогические методики и пробовал себя в живом общении с потенциальными учениками, под эгидой правительства Москвы, Департамента образования, педуниверситета Научно-исследовательским институтом столичного образования, лабораторией психолого-педагогического и социального мониторинга проведены специальные исследования и разработаны особые меры.
Это исследование – часть проекта «Мониторинг состояния кадровой обеспеченности образовательных учреждений с целью формирования городского заказа на подготовку специалистов педагогических специальностей», и проведено оно в соответствии с городской целевой программой «Столичное образование-4». В рамках данного масштабного проекта изучение вопросов адаптации молодых учителей, их профессионального окружения – одна из важных составляющих, его результаты отражают мнение об актуальных проблемах молодых специалистов, служат дополнительным информационным материалом для оптимизации подготовки педагогических кадров, обеспеченности ими образовательных учреждений города и повышения эффективности их деятельности.
Чаще всего в вуз абитуриента приводит собственное желание. Порой на выбор влияет чей-то пример – влюбленность в учителя провоцирует примерить его роль на себя. Для Ирины Мочаловой определяющим фактором оказалась ее любовь к детям.
К своей цели Ира шла долго и настойчиво. После 16-го педагогического колледжа она поступила на второй курс МГПУ на социально-правовой факультет. Но к этому времени она уже стала работать в 7-м интернате. Утром – практика под благожелательной опекой директора интерната Надежды Никитской, во второй половине дня – теория. Было ли сложно? Ничуточки, улыбается Ира. Страшно? Поначалу немножко, все-таки впервой, но и это она преодолела.
Сейчас Мочалова работает в младших классах зеленоградской школы №1149. С этого года обладательнице заветной корочки о том, что высшее образование ею получено, доверят первачков. И для них, и для нее это будет освоение нового пространства. Молодой специалист уверена и в том, что справится, и в том, что станет для своих будущих учеников самой настоящей первой учительницей, которую помнят всю жизнь.
А как сложится ее жизнь в коллективе? Замечательно, прогнозирует Мочалова. Директор 1149-й Анна Евсеева с удовольствием берет молодежь в школу и кадрами своими весьма дорожит.
Исследование показало, что в системе московского образования хотят работать половина выпускников педвузов. Как же привлечь в школы вторую часть?
Эксперты считают, что следует улучшить социально-экономическое положение молодых педагогов, обеспечить им социальную защиту. Поднять престиж профессии в глазах окружающих. Обеспечить психологическую поддержку сложившимся коллективам. И вузам не бросать своих вскормышей сразу же после того, как отгремит прощальный вальс.
Комментарии