Идея возвести школу именно на этом месте у руководителей системы образования Грозного возникла еще в далеком 1988 году. Но только 30 лет спустя, когда началось интенсивное восстановление республики после двух военных кампаний, здесь в оперативном порядке возвели великолепное здание, в котором открылся Президентский лицей. Мы беседуем с его директором Замани БУСКАЕВОЙ.
Многие считают, что если лицей носит столь солидное название, то в нем все блещет золотом, учатся отобранные со всей республики дети и для учителей созданы какие-то особые условия, – рассказывает Замани Сатбиевна. – Нет, у нас учатся и работают вполне обычные люди. А от других образовательных организаций нас отличает только повышенная ответственность. Вступая в должность, я знала, что буду просто обязана поднять качество образования нашего лицея на самый высокий уровень в республике. Конечно, получилось не сразу, но результат появился уже через 1-2 года. И это удалось только благодаря команде единомышленников. Учителей собирала я сама, по своим личным связям. Многих знала по предыдущей работе в школе и министерстве, с кем-то вместе училась на курсах. Мы с самого начала взяли за правило приглашать к себе на педпрактику как можно больше молодежи, студентов педвузов, чтобы присматриваться к ним еще на стадии обучения в вузе. На самом деле это очень непросто, ведь к нам нередко приходили молодые люди из сельской местности, а они были нацелены на то, чтобы вернуться в родное село. Тем не менее сейчас у нас работает довольно много представителей молодого поколения, некоторые даже нашли здесь свою половинку.- Надо же, молодые люди предпочитают не остаться в городе, а вернуться в село. Обычно бывает наоборот.- Здесь сказывается менталитет нашего народа. Село – место, где родительский дом, где жили твои предки и живут многочисленные родственники, где тебя все знают с рождения, любят и ждут. Поэтому малая родина для нас очень важна. Вот почему в нашей республике нет заброшенных сел, люди стремятся поднять свои родовые селения наравне с городом. И выпускники педвуза стараются вернуться в свою школу, которую когда-то оканчивали.- В чем изюминка вашего лицея?- В самом начале, когда я начала посещать уроки коллег, выяснилось, что знания учащихся далеко не всегда оцениваются объективно даже при наличии единых для всех критериев. И это, кстати, проблема не только нашей школы, но и всех учебных заведений России. Возможно, она является одной из причин снижения интереса детей к обучению. Порой учителя, чтобы как-то выровнять ситуацию, выдают желаемое за действительное, стараются оказать медвежью услугу и просто завышают оценки. Или, наоборот, занижают. Раньше ученики очень много учили наизусть, а сейчас, отвечая на уроке, вынуждены постоянно подглядывать в книгу или тетрадь. А ведь память нужно тренировать, закалять, без нее ничего не получится! И самое главное: то, что ребенок запомнил из теории, он обязательно должен закрепить на практике.Поэтому на первом же педсовете я поставила задачу: необходимо максимально объективно оценивать знания учащихся и приоритет при выставлении отметок надо отдавать именно практике. В результате мы стали первыми в республике, кто начал относиться к оцениванию беспристрастно и справедливо. Потом нашу инициативу подхватили другие школы.- Да, этот момент в конце нулевых отметили очень многие в России.- Также мы максимально индивидуализировали образовательный маршрут ребенка начиная с 8-го класса. Для нас важно, чтобы каждый школьник определился с теми предметами, которые ему интересны, а выбор профиля для него был осознанным и не зависел от мнения других. Очень часто желания детей и родителей не совпадают, приходится разговаривать с ними порознь, прояснять, убеждать. Но это минимизирует риски, что к 11-му классу школьник вдруг поймет, что выбранный профиль на самом деле ему не подходит и что ему нравится другая профессия.Мы говорим ребенку: «Если мы дадим тебе поблажки сегодня, ты сможешь получать хорошие отметки. Но завтра, когда ты поступишь в вуз, тебе уже никто поблажек делать не будет». Поэтому перед детьми поставлена долгосрочная задача: каждый должен стать успешным, но при этом необходимо подтверждать любую отметку, которую он получил. И это установка не только на учебу, но и на всю жизнь.- Напомню, что наша газета уже третий год проводит конкурс «Успешная школа». Как вы считаете, что такое успешность?- Школа существует для ребенка. И если она дает ему то, что поможет найти себя в жизни, значит, это успешная школа. Но все-таки в основе успешности лежит определенная сумма предметных знаний, которые человек должен уметь применить в той или иной жизненной ситуации. Плюс, конечно же, личностный рост и развитие, активная социализация. Каждый ученик лицея включен в общественные процессы, изучает законы общества, в котором он живет, и старается их соблюдать. И если у него есть желание что-то изменить, улучшить, он прилагает все усилия для этого.- Как выстроено сотрудничество вашего лицея с другими школами?- У нас налажены связи практически со всеми школами республики. Учитывая тот факт, что в лицее отмечаются очень высокие показатели, к нам часто обращаются коллеги, и мы помогаем им чем можем. Также мы стали одной из 44 стажерских площадок республики. В каждом из этих учреждений регулярно проводятся семинары по различным темам в зависимости от направления, которым они занимаются. Наше направление – «Оценка достижений учащихся и оценка качества образования». На семинары к нам приезжают педагоги даже из других регионов страны.Кстати, налажены контакты и с московскими школами, в частности с лицеем №1550, который возглавляет очень перспективный молодой директор Ольга Алексеевна Титова. Мы ездили к ним, они бывали у нас, по итогам этих поездок заключен договор о сотрудничестве и взаимопомощи.
Комментарии