«Патриотизм. Патриотическое воспитание. Патриотическое поведение». Последнее время эти слова чаще и чаще мы слышим из СМИ. После перестройки эти понятия у многих ассоциировались со старым режимом сильной власти, с идеологизацией всего общества, с тотальным контролем. Прошло более десяти лет, выросло то поколение, в воспитании которого не использовалось патриотическое направление, не преподносился патриотизм как жизненная ценность, которая призвана разбудить в школьнике ощущение себя как неотъемлемой части своей страны.
И что мы видим? Потерян смысл слова «Родина», ментальные черты целого поколения народов нашей страны изменились до неузнаваемости. Но, даже беря во внимание «синтетичность» нашей культуры, явственно видно, что впитывается из других культур самое плохое, ханжеское. Слова «Россия» или «Российское» у наших сограждан вызывают такие чувства – «плохого качества», «отстающий», «хуже, чем что-то другое». Да, конечно, такое моральное состояние людей можно объяснить маргинальностью после процесса ломки старого и медленного становления нового.
А можно объяснить именно издержками воспитания в школе, дома и на улице (очень сильное влияние на растущего человечка оказываем мы, граждане, едущие вместе с ним в транспорте и ругающие на чем свет стоит наше правительство, нашу страну, нас самих). При этом мы слышим «советы» нашему правительству. Видимо, многие сограждане еще хорошо помнят и мечтают о том, что «страной может править и кухарка». Здесь сразу как-то вспоминается теория Ж.Ж.Руссо о том, что воспитать полноценного человека с нравственными качествами невозможно в обществе, а значит, надо его изолировать. Но конечно, это перегибы, и надо просто меняться обществу.
Дети, как губки, впитывают все без разбора, и только некоторые их них спросят разъяснения у своих родителей или учителей, а другие сами додумают, что не смогли услышать, и сделают выводы самостоятельно. После такого «воспитания» трудно переубедить ребенка, что он живет в самой не просто большой стране, но и самой богатой, что его Родина с нетерпением ждет, когда он вырастет и сделает ее еще лучше, что он нужен своей стране и что она делает для него все, что может на тот момент.
Что же для этого нужно? Риторический вопрос, но ответ он имеет, да еще и находящийся на поверхности. «Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Гельвеций.
Определение патриотизма имеет много вариантов и зачастую трактуется по-разному. «Патриотизм – это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».
Пока мы, взрослые, наконец поняли, что «безраздельная любовь к Родине» – это прекрасное, восхитительное чувство, новое наше поколение стало меняться в лучшую сторону (может быть, даже в силу того, что в России издавна считалось, что «Честь и Родина – превыше всего», «Жизнь – Отечеству, честь – никому»). Хочу привести примеры из своей педагогической практики, после которых я и слышать не хочу возгласы типа «какое ужасное поколение – вот мы были…».
Объясняя новый материал по истории России, тема «Крымская война» в 8-м классе, подходя к ее концу, то есть к проигрышу нашей страны, я (к своему удивлению) не просто увидела, но и услышала реплики учеников, искренне сожалеющих о проигрыше. Интересно для меня стало и то, что этот момент можно было бы назвать «совмещение исторических времен» (если мне позволят так сказать мои коллегии-историки), потому что сожаление о когда-то проигранной войне нашим нынешним поколением было высказано зачастую вперемешку с молодежным сленгом, с жестикуляцией, присущей сегодня только молодому поколению. Другой пример, уже в 9-м классе тема «Курская битва». И опять тот же случай, только теперь радостные возгласы, вскакивание с места, общий ликующий гул – на мгновение я почувствовала, что битва выиграна вчера или, может быть, даже сегодня. И после этого неужели у кого-то повернется язык сказать о нынешнем растущем, самом лучшем поколении плохо. Нет!
А.Пруцкова говорит об этом так: «Наверное, так было всегда. В период социальных смут, когда становилось совсем невмоготу, народ обращался к чудодейственному роднику живой воды – духовным традициям. И черпал там силу неодолимую…»
Сегодня почти все педагогические издания пестрят огромным разнообразием педагогических подходов. Но если вдуматься только в суть этого вопроса, то сразу станет понятно, что любая педагогическая технология может в контексте своего обучения работать с идеей патриотизма.
Как доказательство этому отрывок из педагогических сочинений Дж.Лока: «Ученик должен быть приспособлен к добродетельной жизни и практической деятельности, проявлять интерес к изучению того, в чем он может быть полезен своей стране».
Учителю надо только чаще акцентировать на этом свое внимание и внимание учащихся. А сделать это можно с помощью разных способов. Один из них, по нашему мнению, очень эффективный – это модульный подход в обучении. В.Шоган в своей методике модульного обучения в личностно-ориентированном образовании считает, что на уроках истории необходимо «активизировать нравственные переживания, допустим, сострадание на индивидуальном уровне, формировать настроение восхищения на общественном уровне, воспитывать у учащихся чувство патриотизма на национально-государственном уровне».
Луначарский высказал в свое время такое мнение, на наш взгляд, актуальное и сейчас: «Педагогика нас учит с совершенной определенностью, что человеком руководят в конце концов не знания, а чувства».
А.Чухно говорит о включении молодого поколения в контекст культуры своего народа, чтобы оно осознало себя и свою страну единым целым. Он говорит: «Задача утверждения в национальном сознании российской молодежи всего самого лучшего и ценного, накопленного в отечественной культуре, безусловно, должна быть в центре внимания общества, науки, системы образования».
Акцент на чувство патриотизма должен делаться не только на уроках, внеклассных мероприятиях, а и в повседневной жизни. Поэтому работу, на наш взгляд, надо проводить и с родителями, так как они в первую очередь являются примером.
А.Преображенский говорит, что патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Так эти факты «становятся соединенными общей идеей борьбы за независимость Родины».
Я уже не говорю о таких примерах, как слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», слова политрука Клочкова: «Ни шагу назад – позади Москва!». Особенно дети более чувственно воспринимают событийный фактор, если постараться перевести это на их собственную жизнь. Так по теме «Тыл в Великую Отечественную войну (1941-1945 гг.)» обязательно привожу аналогии возраста детей поры войны и ребят, сидящих в классе. А можно начать урок с вопроса или ряда вопросов: «Ребята, скажите, сколько часов в день вы занимаетесь уроками в совокупности со временем в школе? А какое время вы отводите на общение с друзьями? А сколько часов в сутки вы спите?» Может, многие из вас сейчас скажут: зачем это на такой серьезной теме, да еще и время занимать. Ан, нет. Вы услышите много из жизни сегодняшнего школьника, но даже если он и немного соврет (дабы не раскрывать свои секреты) – после такой аналогии большинство учеников пропустят через себя трудности их сверстников в войне. А не проведя такой маленький анкетный опрос, не обратив на эти факты внимания детей, эта тема не оставит следа в их душах. Ведь дети в войну работали за станками до 14 часов в день, а школьники только на уроках сидят в день порядка 5 часов.
Огромный вклад в развитие патриотического воспитания приносит музыкальное оформление. Сегодня, когда в нашем обиходе есть интернет и другие способы передачи информации – никак нам, учителям, нельзя их не использовать (в частности, это относится к музыке). Диски и кассеты, обработанные и воспроизводящие патефон времен войны, не оставят равнодушными ни одного ребенка (если еще учитель подготовит детей к прослушиванию). Настрой самого учителя, внешнее поведение, ожидание чего-то самозабвенного подготовит детей к восприятию дальнейшей вашей информации через чувственное восприятие.
«Активная мыслительная работа учащихся невозможна без созданного благоприятного эмоционального климата, без нормальных взаимоотношений между учителем и учениками. Мысленное напряжение на уроках в старших классах учителя иногда стараются снять музыкальным сопровождением, но более – предметной практической деятельностью, демонстрацией наглядных средств».
Е.Бондаревская в своем исследовании о личностно-ориентированном обучении говорит о патриотизме как неотъемлемой части воспитания личности. «Глубокая принадлежность человека к своему народу, нации, ее обычаям и обрядам, почитание древних и современных, именно русских идеалов, символики, поэтики национальной сказочности и воспитывает его преданность соей стране. Наряду с героическим и военным патриотизмом возникает патриотизм жертвенный. Подвиг и жертва – это важнейшие атрибуты интеллигентности, сквозной нитью проходящей через все годы обучения».
Как бы подтверждая вышесказанное, приведем слова Ж.Ж.Руссо: «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству».
По мере взросления у школьников, как отмечают ученые, начинает формироваться так называемый родничок героизма, требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в антиобщественных организациях, поток которых растет каждый год.
Детство и юность – это самая благодатная пора для привития чувства патриотизма, который будет не просто на «слуху» у нового поколения, а станет священным для них, пройдет через сердце наших детей. И не будет так пронзительно больно и стыдно звучать отрывок из философски-лирической сказки такой диалог Маленького принца с Цветком.
– А где люди? – вежливо спросил Маленький принц.
– Люди? …Их носит ветер. У них нет корней.
Ш.Монтескье высказал очень емкое, по нашему мнению, выражение: «Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитого и «по-настоящему интеллигентного человека». У школьников с помощью учителя должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его величайшим делам и достойным страницам прошлого, как смысл бытия, как наивысшая ценность.
Очень много требуется от школы, ее роль в формировании чувства патриотизма невозможно переоценить. Каждый учитель регулярно должен стремиться к поставленным целям на данном поприще – помогать стране вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
«Если нет единого общегосударственного патриотизма, то это чревато негативными последствиями для существования нашего Отечества. Поэтому обязательным условием развития России является формирование общенационального, общественно-патриотического сознания на основе общегосударственных ценностей с учетом российского менталитета».
Надежда ДЬЯЧЕНКО, учитель истории и обществознания
Комментарии