В предыдущих выпусках мы говорили о психологических процессах, происходящих с девочкой-подростком в период полового созревания. Особое внимание мы уделили трудностям, с которыми она сталкивается в этот момент своей жизни. В этом номере мы поговорим о том, что становится эмоционально значимым для подростка на этапе взросления.
Основоположник русской психологической школы Л.С.Выготский говорил о том, что развитие ребенка происходит всегда в тандеме со взрослым: значимый взрослый передает ему культурный опыт, знания и умения. Развитие ребенка всегда происходит в ситуации обучения, где взрослый помогает ребенку, направляет его деятельность в нужное русло.
Д.Б. Эльконин – известный советский детский психолог выделил в детском развитии определенные периоды, основанием его периодизации развития стала «ведущая деятельность» ребенка (деятельность, которая в данном конкретном возрасте приобретает для развития ребенка основное значение). Так, если для младшего школьника ведущая деятельность – познавательная, присвоение культурного опыта, знаний, накопленных человечеством, то для подростка самое важное – общение со сверстниками, формирование глубоких эмоциональных привязанностей к сверстникам.
Часто сверстники противоположного пола вызывают у подростка противоречивые чувства. С точки зрения установления контакта они привлекательны, однако из-за возможности быть отвергнутым ими сверстники опасны. Недаром мальчики дергают девочек за косички, выражая так свое внимание и симпатию. В силу вышесказанного в смешанных группах зачастую происходит поляризация: девочки формируют свою группу, а мальчики свою. Группа позволяет каждому чувствовать себя эмоционально защищенным и строить контакты с членами противоположного пола под опекой группы.
Общеизвестно, что девочки обсуждают свои сердечные дела с подругами, а мальчики – с друзьями. Также понятно, что дружба формируется на базе естественного коллектива, обычно школьного класса. Кроме того, естественно сформированная группа сверстников одного пола позволяет внутри нее решать интимные, присущие данному полу и данному возрасту проблемы. Девочки внутри группы делятся между собой секретами использования косметики, обсуждают естественные феномены полового созревания: увеличение молочных желез, наступление менструации и другое. Одновременно с этим между членами группы всегда существует соревновательность. Среди девочек она обычно проявляется в том, что каждая из них стремится гордиться тем, что дает ей природа. Лидерами становятся наиболее гармонично развивающиеся девочки, а те, кто так или иначе отличается, часто становятся изгоями.
Естественное формирование групп и групповая динамика могут меняться под воздействием на коллектив со стороны школьных преподавателей. При правильном воздействии, при внедрении в группу гуманистических ценностей, представления об индивидуальности и уникальности каждой девочки-подростка, о равноправии коллектив становится более комфортным для каждого отдельного ребенка.
Возвращаясь к нашей сквозной теме о том, когда и как стоит проводить занятия по подготовке девочек к половому созреванию, необходимо учитывать тот факт, что в каждом классе существует естественная группа – коллектив девочек, где половое созревание уже стало темой для обсуждения.
Так как тема полового созревания значима, при правильном ее преподнесении можно восстановить мир и гармонию среди девочек даже там, где присутствуют конфликтные взаимоотношения, ссоры. Для этого нужно указать на естественность и индивидуальность процессов полового созревания и создать доверительную атмосферу. С доверием между девочками-подростками и школьным преподавателем, особенно если преподаватель – женщина, как правило, проблем не возникает, ведь статус педагога сам по себе авторитетен. Подробнее же о том, как единая тема, «женский секрет», может помочь сплотить группу, мы расскажем вам в нашем следующем выпуске.
Эксперт по психологии подростков Елена ЧЕРЕПКИНА
Комментарии