search
main
0

Об обязательном минимуме содержания общего среднего (полного) образования по “Технологии” и особенностях профессиональной подготовки обучающихся

Oбязательное минимальное содержание по образовательной области “Технология” является важным компонентом среднего (полного) общего образования, которое обеспечивает передачу обучающимся технологической культуры, культуры деловых межличностных отношений, приобретение ими знаний и умений в прикладной творческой деятельности, частичную социально-трудовую адаптацию.

Образовательная область “Технология” в 10-11-х классах призвана завершить формирование у обучающихся основных технико-технологических понятий и представления о способах преобразовательной деятельности, связанных с современным производством материальных и духовных ценностей, использованием при этом энергии и информации, обеспечить на основе самоопределения подготовку, необходимую выпускникам для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Содержание обучения учащихся в 10-11-х классах предусматривает вариативный и непрерывный характер технологической подготовки по традиционным направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный виды труда) или по конкретной области трудовой деятельности человека – профилю. В зависимости от состояния учебо-материальной базы общеобразовательного учреждения, кадрового потенциала с учетом желания обучающихся, их родителей технологическая подготовка по определенному профилю может переходить в профессиональную.

Обязательный минимум содержания в средней (полной) общеобразовательной школе состоит из общего и специального технологического компонентов. Общий технологический компонент является обязательным. Его содержание интегрируется с одним из двух вариантов специального технологического компонента: направлениями технологической подготовки или областями трудовой деятельности. Выбор направления или области трудовой деятельности осуществляется общеобразовательным учреждением с учетом учебно-материальной базы, наличия педагогических кадров, интересов и образовательных потребностей обучающихся.

Общий технологический компонент как унифицированная составляющая включает: основные технологические понятия и виды деятельности; основы преобразовательной и проектной деятельности, технологической и потребительской культуры, профессиональной ориентации. Является системообразующим ядром содержания технологической подготовки в 10-11-х классах.

Общий технологический компонент интегрируется с содержанием основных разделов (обработка конструкционных материалов (по выбору), обработка ткани и пищевых продуктов, технологии сельскохозяйственного производства и др.) либо с содержанием одного из профильных блоков, выбор осуществляет общеобразовательное учреждение. Такой подход позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры в классах с социально-гуманитарной, гуманитарно-филологической, естественно-научной, физико-математической и другой ориентацией, обеспечивая практико-ориентированный характер профильной подготовки, дифференцированный подход и прикладную направленность обучения.

Содержание образования в 10-11-х классах с разной степенью полноты, объема учебного материала и резерва учебного времени позволяет осуществлять технологическую подготовку, обеспечивая преемственный и непрерывный ее характер по направлениям (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный виды труда), но на более глубоком содержательном уровне по отношению к основной школе.

Подготовка по конкретному профилю по своему содержанию близка к исторически сложившемуся ядру общеобразовательных программ российской школы.

В зависимости от направления технологической подготовки в содержание основных разделов (обработка конструкционных материалов (по выбору), обработка ткани и пищевых продуктов, технологии сельскохозяйственного производства и др.) дополнительно включаются или в них углубляются вопросы, связанные с деятельностью обучающихся по художественному конструированию, дизайну изделий и моделей, выполнению практических заданий (проектов), изучению истории развития техники и технологий, современных энерго- и материалосберегающих, безотходных и других перспективных технологий.

Акцентируется внимание на принципах устройства и технических основах различных конструкций, технологических систем, машин, средств механизации и автоматизации; критериях выбора заготовок, инструментов, приспособлений, режимов обработки материалов (по выбору), средствах контроля качества их обработки и выполнения различных технологических операций. В процессе обучения решаются задачи на развитие способностей у обучающихся самостоятельно ориентироваться в ситуациях, умении найти необходимую информацию, исследовании проблем и их решении в соответствии с реальными условиями, возможностями и потребностями.

Области трудовой деятельности (профильные блоки) в минимальном содержании представлены в обобщенном виде, они конкретизируются по отраслевому принципу, например, блок “Промышленность”, а в нем профили: “Металлообработка”, “Деревообработка”, “Электротехника”, “Радиоэлектроника” и др.; или блок “Сфера обслуживания”, а в нем – “Торговля и общественное питание”, “Технический, технологический или информационный сервис” и т.д.

В зависимости от вариантов содержания (профильной направленности), задаваемого объема и уровня технологической подготовки (общеобразовательный, профильный или углубленный, профессиональная подготовка), использования регионального и школьного компонентов, которые определяются общеобразовательными учреждениями, учебным планом выделяется необходимое количество времени, которое требуется для освоения обучающимися программного материала, но не меньше, чем предусматривает Базисный учебный план на общеобразовательный уровень.

Содержание профилей, выбранных обучающимися для подготовки, задается соответствующими программами и должно отвечать общей задаче развития личности. В них уточняется содержание общей технологической составляющей и детализируется содержание специальной технологической части, включаются необходимые технико-технологические сведения и упражнения по овладению обучающимися знаниями и умениями в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В программах предусматриваются лабораторно-практические работы, практические задания различного уровня сложности, творческие проекты как обязательный содержательный компонент технологической подготовки, которые соотносятся с образовательными потребностями и запросами обучающихся, тенденциями социально-производственного развития региона, потребностями работодателей в кадрах.

При выборе проектов учитываются индивидуальная заинтересованность обучающихся в их реализации, социальная значимость изготавливаемых изделий, моделей и возможности достижения результатов подготовки по овладению умственными и практическими действиями, комбинирующими технологическую цепочку преобразовательной деятельности. Практические работы, проектные задания, как правило, в образовательном процессе занимают 60 – 70 % от предусматриваемого учебного времени.

Обучение осуществляется с учетом общих целей и задач технологической подготовки, с соблюдением современных параметров и требований к уровню образованности и развития выпускников. Задача состоит в том, чтобы образовательный процесс технологической подготовки стал творческим и развивающим, а обучающиеся – его активными участниками, сознательно выбирающими оптимальные способы преобразовательной деятельности. При выполнении проектов (комплексных практических заданий) соблюдаются основные этапы и соответствующая логическая последовательность практических действий, предъявляемая к проектной деятельности – от идеи, проблемы к готовому объекту труда (изделию, модели, проекту).

Общеобразовательные учреждения, межшкольные учебные комбинаты, учебно-производственные мастерские могут осуществлять профессиональную подготовку школьников при наличии лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности (см. статьи Закона Российской Федерации “Об образовании” 19 п.8 и 21 п.3).

При организации профессиональной подготовки в качестве ориентира целесообразно использовать нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих на производстве: модель учебного плана для профессиональной подготовки по рабочим профессиям, примерный учебный план для подготовки новых рабочих (Приказ Минобразования России “О введении модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям” от 21.10.94 # 407, см. “Вестник образования”, # 4, 1995 г.), которые определяют дополнительные требования к ее организации.

Модель учебного плана – это документ, отражающий основные структурные компоненты содержания профессиональной подготовки.

Примерный учебный план – документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии (специальности) с учетом степени квалификации.

Требования к результатам обучения (содержательные параметры деятельности, указанные в характеристике (квалификационной характеристике) по профессии (специальности), учебные элементы и уровни их усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества профессиональной подготовки школьников. Выполнение этих требований служит основанием для выдачи выпускникам общеобразовательных учреждений документов государственного образца о профессиональной подготовке и уровне квалификации.

В зависимости от сроков обучения (от 1 до 6 месяцев – подготовка рабочих на производстве), которые зависят от сложности выбранной специальности (профессии), в учебный план образовательного учреждения дополнительно включаются часы из вариативной части Базисного учебного плана.

При проектировании образовательных программ по конкретным профессиям, а также в ходе преподавания по ним, ввиду ограниченности времени, первоочередное внимание целесообразно уделять основному технологическому блоку по осваиваемой специальности.

Профессиональная подготовка завершается сдачей обучающимися квалификационного экзамена, который засчитывается как экзамен по выбору.

Квалификационные экзамены по профессии (специальности), как правило, завершаются за две недели до начала итоговой аттестации в общеобразовательных учреждениях.

Порядок присвоения квалификации по профессии (специальности) устанавливается в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования, утверждаемым Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Обучающимся, сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, получают справку об обучении по профессии (специальности), форма которой устанавливается образовательным учреждением (межшкольным учебным комбинатом, общеобразовательным учреждением). Справка заверяется печатью образовательного учреждения.

М. ЛЕОНТЬЕВА, руководитель Департамента общего среднего образования, член коллегии Министерства образования Российской Федерации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте