search
main
0

О загадках Сингапура, и не только. Российские школьники показали лучший личный результат

Вот уже несколько лет подряд Сингапур принимает у себя международные олимпиады школьников. В этом году здесь прошла 23-я Международная биологическая олимпиада (МБО). Естественно, на соревнованиях без элементов местного колорита обойтись было нельзя. И если один из известнейших символов государства – мерлайон (мифическая полуры-ба-полулев) – едва ли поддается исследованию, то над загадками сингапурского короля фруктов -дуриана – участникам олимпиады пришлось потрудиться. О том, как юные российские биологи справились с задачами и какие секреты подготовки помогли российской команде показать лучший личный результат за всю историю участия в МБО, «Учительской газете» рассказал тренер национальной сборной на Международной биологической олимпиаде ВладимирПАСЕЧНИК.

– Владимир Васильевич, с какими результатами российская сборная приехала с соревнований в этом году?

– По сравнению с прошлым годом мы выступили значительно лучше. Тогда у нас была одна серебряная и три бронзовые награды. Вообще если взглянуть на результаты нашей страны за последние несколько лет участия в Международной биологической олимпиаде, то, пожалуй, в этом году лучший результат: два «золота» и два «серебра». Кроме того, радостно, что участник нашей сборной, выпускник московской школы №192 Дмитрий Су-тормин, поднялся на пятую строчку в общем рейтинге.

– Насколько значительно наш высокий личный результат выглядит на фоне результатов остальных сборных?

– Если говорить о неофициальном командном зачете, то сборная нашей страны на шестом месте. Первое место у команды Сингапура. Дома и стены помогают, сами понимаете. На втором месте – США, но их команда была представлена учениками биологического спецколледжа, которые даже по возрасту старше наших участников: американским ребятам уже по 20 лет. Но тем не менее, поскольку у них обучение в таких колледжах не считается специальным профессиональным образованием, им разрешается участвовать в олимпиаде наравне со школьниками. Затем идут три команды – Тайвань, Таиланд, Китай, но они всегда выступают очень сильно. И на шестом месте, как я уже сказал, Россия.

– Каким же образом нашей сборной удалось добиться в этом году такого высокого результата?

– Мы постарались проанализировать весь опыт участия российских сборных в Международной биологической олимпиаде, выявили свои недочеты. Кроме того, мы знали, каков будет состав практических кабинетов – их объявляют заранее, и это несколько облегчало задачу. Уровень заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в теоретическом туре и, насколько это возможно, в практическом туре не уступает по сложности заданиям международной олимпиады. Так, собрав все свои силы и нацелив ребят на серьезную работу, мы добились того, что при выполнении заданий теоретического тура у ребят не было особых затруднений.

– Действительно, ребята отмечали, что ряд заданий был легким. А насколько, на ваш тренерский взгляд, был высок уровень требований к участникам в этом

– Лично я не сказал бы, что задания были легкие, они были посильные, и российская сборная была к ним готова. Именно о легкости задач ребята говорят потому, что задания всероссийской олимпиады мы готовили, учитывая требования международной, ребята изучили задания олимпиад прошлых лет, и, к счастью, никаких открытий и неожиданностей на международных соревнованиях не произошло. Естественно, мы надеялись на более высокий результат, но в таких соревнованиях, где от участников требуются очень серьезное интеллектуальное напряжение и психологическая устойчивость, от ошибок никто не застрахован. К сожалению, иногда это были даже не ошибки, а скорее недочеты.

– То есть получается, что углубленное изучение одного предмета, например биологии, заставляет школьника-олимпиадника жертвовать другими дисциплинами в угоду выбранной и как следствие рождает пробелы в знаниях?

– Сегодня олимпиады международного уровня, в том числе и биологическая, проверяют не только собственно знания по биологии, но и умение их применять. Например, требуется не просто подсчет количества частей растения или воспроизведение заученной формулы какого-либо вещества, а использование этих знаний в решении ситуационных задач. Новый уровень заданий олимпиады проверяет умение оперировать знаниями, и нам необходимо работать над развитием этого умения. Это происходит и в результате усложнения олимпиадных заданий, так как полностью ликвидируются вопросы с выбором одного верного варианта ответа.

– С какими еще трудностями столкнулись участники сборной

на олимпиаде?

– Отдельные трудности были связаны с практическим туром. Выполнение заданий на первый взгляд не представляло никакой сложности, алгоритм выполнения был известен, но встретилось современное лабораторное оборудование, которого у нас пока еще нет.

– Налажен ли какой-то контакт между тренерами сборной и учителями в школах? Помогают ли они педагогам растить будущих участников сборной?

– В ходе этапов всероссийской олимпиады проводятся секции и для педагогов. Кроме того, Министерство образования и науки РФ собирает учителей на различные курсы по работе с одаренными детьми, и мы, конечно же, участвуем в проведении этих курсов, даем свои методические рекомендации. Но, к сожалению, мне кажется, что этой работы мало, нужно уделять ей больше времени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте