search
main
0

О вкусах спорят: как развить художественный вкус школьников, рассказала педагог

Сегодня часто слышны сетования старшего поколения на то, что молодежь не интересуется классической музыкой, литературой, академической живописью, что место серьезного искусства в жизни подрастающего поколения заняла массовая культура. Так ли это – в этом предлагают разобраться в Российской академии образования.

Фото: pixabay.com

«О вкусах спорят, более того, вкус воспитывают», – уверена руководитель Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО, член-корреспондент РАО Екатерина Акишина. В новом выпуске проекта «ЛекторРАО» она рассказала, как современному ребенку сформировать свой культурный кругозор и определиться в художественных предпочтениях.

Екатерина Михайловна напомнила: в последнее время проводятся разнообразные исследования – социологические, психологические, педагогические, направленные на определение круга интереса школьников в области искусства. Несомненно, актуальность исследований обусловлена потребностью общества в развитии молодого поколения как творческого, инициативного, созидающего новый мир, готового строить современный мир как пространство межличностных диалогов всех поколений. Для этого необходимо определить тенденции становления художественного и эстетического самосознания детей и молодежи.

В РАО всегда уделялось пристальное внимание вопросам художественного развития детей. К наиболее значимым можно отнести широкомасштабные исследования Юрия Ульриховича Фохт-Бабушкина о художественных интересах школьников. Это также исследования, проведенные Владимиром Самуиловичем Собкиным и его коллегами о динамике художественных предпочтений школьников, изучение академиком Татьяной Владимировной Черниговской влияния искусства на развитие мозга человека.

Каковы художественные предпочтения школьников

В своем выступлении спикер обращается к научным исследованиям Института художественного образования и культурологии РАО. Его сотрудники на протяжении десятилетий изучали, как изменялись художественные предпочтения школьников. Опросы среди подростков с 12 до 18 лет за последние 3 года показывают их уровень художественных предпочтений.

Подростки знают разнообразные произведения искусства – как современные, так и классические. Однако они хаотично выбирают произведения, руководствуясь чаще всего рекламой или мнением сверстников, что приводит к поверхностному, не всегда осознанному становлению потребности общения с искусством. Их предпочтения зависят от массового вкуса. На вопрос о наиболее привлекательном виде искусства 91% опрошенных ответили, что это музыка, 87% – кино, 78% выбрали литературу.

Кадр из видео РАО/ ВК

При этом, отдавая предпочтение музыке, дети подразумевают только популярную в их среде музыку, выбирая кино, они имеют в виду комедии или блокбастеры о супергероях, а литературу видят преимущественно в жанре фэнтези. Поэзию, симфоническую музыку, оперу, балет, драматический театр, академическую живопись обычно выбирает небольшое количество учащихся. Народное искусство сегодня – буквально аутсайдер подростковых интересов. Почему так происходит? И как заинтересовать подростков серьезным искусством? Прежде всего, необходимо понять, какой он – современный подросток.

Особенности современных подростков

Следует вспомнить об особенностях нынешнего поколения школьников и студентов, которых называют «поколением Зет». Они прекрасно владеют цифровыми технологиями, свободно ориентируются в виртуальном мире, легко налаживают онлайн-общение. Дошкольники и учащиеся начальных классов, рожденные после 2010 года, – «поколение Альфа» – считают новые технологии естественной жизненной средой. Современные школьники, обладая технологическим потенциалом, будут успешны в современном мире технологического прогресса.

Но так как все в мире бинарно, то каждая положительная черта имеет и отрицательную характеристику. Свободное владение новыми технологиями снижает критическое восприятие мира. У современных школьников развивается индивидуализм, способствующий удовлетворению личных интересов, но при этом снижаются коммуникативные функции в реальности. Это ведет к неумению определять свое место в коллективе, налаживать сотрудничество. Клиповое сознание позволяет решать много задач одновременно, но ослабляет способность долго удерживать внимание на одном объекте и глубоко его изучать. Появления эмодзи, языка идеограмм и смайликов убыстряет процесс общения, упрощая языковые и культурные тексты. Умение распознавать недостоверную или неактуальную информацию снижает умение вырабатывать и отстаивать собственное мнение. Снижение уважения к старшему поколению в силу недостаточного владения технологиями приводит к нарушению межвозрастных связей и взаимопонимания.

Фото: Е. Самарин, mos.ru

Современные школьники предпочитают онлайн обучение, поскольку многому можно обучиться за короткое время. Но использование непроверенных источников зачастую приводит к бессистемности и псевдонаучности полученных знаний. Практичность и прагматичность молодого поколения приводит к снижению юношеского романтизма, который так нужен будущим ученым, деятелям искусства. Постоянное использование гаджетов снижает эмпатию и сопереживание. Эксперты констатируют изменение качеств личности современных школьников. Эти качества, порождающие проблемы, требуют новых способов их решения.

Что лежит в основе предпочтений подростков

Спикер останавливает внимание на художественном вкусе – именно он лежит в основе предпочтений детей. Выражением «о вкусах не спорят» легко прикрыть свою некомпетентность. Достоевский для многих сегодня скучен, творчество Чайковского, как пишут в соцсетях, «сильно переоценено», а картина Кандинского – «мазня». На все есть ответ: «Это мое мнение, а о вкусах не спорят». Однако Екатерина Михайловна настаивает: о вкусах спорят. Более того, вкус воспитывают. Только в разговоре понимающих предмет обсуждения людей можно услышать: «Мне не очень нравится музыка Шнитке, предпочитаю Чайковского». Чтобы сделать выбор, надо знать и понимать, из чего выбирать. Тогда фраза «о вкусах не спорят» уместна.

Почему подростки чаще выбирают определенные произведения искусства

Произведения, которые, выбирают подростки, старшее поколение, как правило, оставляет без внимания. Как сформировать ребенку культурный кругозор, определиться в художественных предпочтениях, если в школе все направлено только на развитие научных знаний? Современные дети плохо понимают символическую сущность искусства, не видят художественного образа, не чувствуют эмпатии, не могут эмоционально сопереживать произведению искусства. И это не проблема, это уже трагедия – уверена спикер.

Екатерина Акишина обратила внимание на то, что говорят сами подростки по поводу своего художественного выбора: 72% признают, что мало знают про искусство, 92% хотели бы больше узнать о видах искусства или попробовать себя в творческой деятельности. Помехой этому школьники назвали недостаточность свободного времени, отсутствие в школах или в ближайших учреждениях занятий по тем видам творчества, которые им нравятся. Некоторым ребятам не нравится качество обучения – скучно на занятиях.

Подростковый возраст считают кризисным. Этот кризис начинает и завершает один из самых трудных периодов жизни человека – время между детством и взрослой жизнью. Отрицание авторитета взрослого, бунтарство, упрямство – ребенок не только отстаивает свои права, но и личное пространство. В периоде отрицания школьник выбирает то искусство, которое отделяет его мир от мира взрослых, вызывая непонимание и негодование. Подростковая агрессия компенсирует популярность рэпа, рок-н-ролла или поп-музыки с ненормативной лексикой. В изобразительном искусстве выбирается уличное искусство – граффити как хулиганский способ самовыражения, когда важно сделать изображение в том месте, где запрещено. Взрослым стоит понимать, что любая революция в искусстве связана с отрицанием прошлого и созданием принципиально нового.

Еще один показатель возрастного кризиса – неуверенность в себе. По этой причине школьники выбирают литературные произведения жанра фэнтези, популярные японские аниме. Так дети уходят от реальности, от непонимания взрослыми в некий выдуманный волшебный мир. При этом жанр фэнтези может быть представлен высококачественными произведениями, ставшими классикой. Это и «Властелин колец», и «Дом, в котором», например. Подростковый возраст характеризуется скрытой романтизацией жизни и желанием разобраться в себе, своих чувствах, поступках. Поэтому школьники выбирают современные фильмы о подростках, фэнтези, боевики, лирические комедии. По этой причине их захватывает или американский сериал о проблеме взросления «Переходный возраст», или детектив-боевик «Шерлок Холмс» Гая Ричи, или южнокорейский сериал-триллер «Игра в Кальмара».

Фото: pixabay.com

Подростки нуждаются в активной деятельности. Если ее нет, то они сами заполнят пробел теми формами, которые им нравятся. Поэтому школьников необходимо вовлекать в творческую деятельность. Отсутствие активности снижает реалистическое восприятие мира, в результате появляется жизненный инфантилизма, мешающего учебным и профессиональным достижениям.

Как привлечь современных школьников к художественному творчеству

Чтобы привлечь ребят к пению, музыке, работе с красками, танцам, театру, научить их видеть и понимать подлинное искусство, важна методологическая культура учителей музыки, изобразительного искусства, литературы, педагогов допобразования, классных руководителей. Современный учитель должен обладать широким спектром знаний и умений, чтобы увлечь учеников, показать, что все виды художественной деятельности интересны.

Подростку нельзя запрещать, надо увлекать – например, показывая, как классика оказывается близка современным популярным исполнителям и используется ими в собственном творчестве. Классические образцы можно приближать к современной жизни и современному творчеству, формируя художественный вкус школьников и расширяя их спектр предпочтений в искусстве. Сегодня необходимо включить школьное образование в континуум искусства, то есть в пространственно-временное состояние художественной культуры человека.

Полностью ознакомиться с лекцией Екатерины Акишиной можно на странице РАО в социальной сети.

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» сообщало об обеспечении единого образовательного пространства. Этой теме была посвящена лекция Дмитрия Метелкина, руководителя Центра экспертизы в образовании РАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте