Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Правовая защита

О стратегии и тактике в новом формате

Заседание Правового совета впервые прошло онлайн
Мой профсоюз, №40 от 01 октября 2020. Читать номер
Автор:

17 сентября состоялось заседание Правового совета при Центральном совете Общероссийского Профсоюза образования. Онлайн-формат встречи и трансляция из центрального офиса профсоюза в Москве позволил обеспечить высокое представительство его участников. Провел заседание председатель Правового совета, руководитель Московской областной организации профсоюза Михаил Сотников. Среди основных вопросов, рассмотренных в преддверии второго этапа VIII съезда профсоюза, – обновленный макет коллективного договора для школ, особенности взаимодействия с социальными партнерами, в том числе в период карантина, итоги работы правовой службы за минувший год, новая редакция устава профессионального союза.

Председатель профсоюза Галина Меркулова, приветствуя коллег, подчеркнула важность правозащитной деятельности, во многом благодаря которой профсоюз с уверенностью смотрит в будущее:
– Мы с особым вниманием относимся к каждому заседанию Правового совета, поскольку он участвует в строительстве стратегии и тактики всего профсоюза.

Она также поблагодарила Уставную комиссию, которая последние два года трудилась над проектом нового устава, и пожелала интересной, профессиональной работы всем участникам встречи.

Социальные гарантии – прежде всего

Заместитель председателя профсоюза Татьяна Куприянова отметила, что в период карантина, объявленного весной, удалось оперативно подготовить профсоюзный актив к защите социальных гарантий, которые особенно важны во время сложных испытаний.

– Все наши рекомендации, подготовленные совместно с Минпросвещения и Минобрнауки, действительно помогли сохранить стабильность, нормальную работу системы образования в целом, – подчеркнула она.
Также Татьяна Викторовна сообщила об итогах деятельности профсоюза, связанных с созданием условий для профессионального развития педагогических кадров:

– В процессе реализации национального проекта «Образование», особенно федерального проекта «Учитель будущего», наши усилия были направлены на содействие кардинальному улучшению условий подготовки кадров, повышения квалификации, обновлению работы всех организаций, связанных с дополнительным профессиональным образованием учителей.

Профсоюз настаивает на необходимости совершенствования отраслевой системы аттестации. При этом независимая оценка квалификации не может быть элементом отраслевой системы аттестации в целом. В любом случае независимая оценка квалификации не должна быть платной для педагогических работников.

В связи с этим руководство профсоюза предприняло необходимые меры для того, чтобы из Минюста был отозван приказ Министерства просвещения РФ №55 от 19 февраля 2020 года, который был направлен еще при прежнем руководстве министерства и без согласования с профсоюзом. В приказе был предусмотрен прямой учет результатов независимой оценки квалификации при аттестации педагогических работников. Но в результате переговоров в апреле этого года он был отменен.

По словам Татьяны Викторовны, профсоюз станет соисполнителем в череде важных мероприятий, которые связаны с формированием Национальной системы профессионального роста педагогических работников. Они касаются совершенствования аттестации, обновления квалификационных категорий педагогов, пилотной апробации их применения.

Заместитель председателя напомнила о том, какую работу провел профсоюз в связи с введением денежного вознаграждения за классное руководство из федерального бюджета. Совместно с Министерством просвещения и при содействии временной комиссии Совета Федерации подготовлены методические рекомендации по организации работы классных руководителей в школах. В регионы направлены разъяснения министерства и профсоюза по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство. В общий сборник, который содержит методические рекомендации и разъяснения, также включены некоторые уточнения по функционалу классных руководителей, принципы работы по воспитанию детей.

Татьяна Викторовна напомнила и о том, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «О внесении изменений в статью 144 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений». В нем предлагается наделить Правительство РФ правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования к установлению окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.

– Летом этого года мы обратили внимание депутатов на необходимость уточнения проекта закона, который на основании предложений Минтруда правительство внесло в Государственную Думу. Депутаты по итогам наших консультаций направили законопроект на обсуждение в регионы. Мы продолжаем настаивать на том, что правительство обязано устанавливать требования к системам оплаты труда, а не только «вправе», как и записано в 144‑й статье Трудового кодекса.

Можно сделать вывод, что результатом консультаций с участием профсоюза в Государственной Думе и Совете Федерации стало поручение Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина министру просвещения Сергею Кравцову от 29 июля текущего года. В нем речь идет о разработке к 1 ноября предложений по отраслевой системе оплаты труда. В документе сказано: «Минпросвещения России совместно с Минтрудом России, Минфином России, Общероссийским профсоюзом образования представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников с учетом формирования базовой ставки заработной платы исходя из установленной продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) и показателей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597, от 1 июня 2012 года №761 и от 28 декабря 2012 года №1688».

С новыми силами

Заместитель председателя профсоюза Михаил Авдеенко представил на заседании новых членов Правового совета, которые пополнили его состав в этом году. Это Елена Горохова, заместитель председателя Алтайской республиканской организации профсоюза; Юлия Иванова, главный правовой инспектор труда Псковской областной организации; Магомед Исраилов, заведующий правозащитным отделом Чеченской республиканской организации, и Мария Стерлигова, главный правовой инспектор труда Смоленской областной организации.
Михаил Авдеенко пожелал коллегам успешной работы в новом статусе.

Педагоги под защитой

Основные итоги правозащитной деятельности за 2019 год и первостепенные задачи на ближайшую перспективу представила заведующая правовым отделом – главный правовой инспектор труда ЦС профсоюза Галина Рожко. Даже эти краткие итоги ярко демонстрируют широкий круг вопросов, который приходится решать правовой службе профсоюза.
Так, например, в 2019 году в некоторых регионах органы Пенсионного фонда стали исключать из специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии периоды участия педагогов в проведении государственной итоговой аттестации.

– Первое, что удалось сделать, – сказала Галина Борисовна, – это закрепить в приказе Министерства образования и науки РФ №1601 от 22 декабря 2014 года норму о том, что время участия в ГИА включается в специальный стаж. Позже при содействии председателя профсоюза Галины Меркуловой была создана межведомственная рабочая группа с участием Минпросвещения. В результате мы достигли соглашения о необходимости создания совместных методических рекомендаций по привлечению педагогов к участию в ГИА. В феврале этого года они утверждены письмом, которое подписали председатель профсоюза Галина Меркулова и замминистра просвещения Виктор Басюк.

Не мог не отреагировать профсоюз и на случаи травли учителей за фото в купальных костюмах и другие «неприличные» посты в социальных сетях. Совместно с Минпросвещения России был переработан Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников, новый документ регламентирует права и обязанности педагогов с учетом современных реалий.

Большой резонанс в педагогической среде вызвала законодательная инициатива 2018 года, связанная с охраной здоровья детей в образовательных организациях. Среди прочего разработчики предлагали наделить педагогов правом оказывать первую помощь детям при несчастных случаях.

– Чтобы оградить педагогов от такого «права», руководством профсоюза, сотрудниками правовой службы, специалистами по охране труда было сделано очень много. Итоги нашей деятельности таковы: законопроект не снят, но сейчас находится в замороженном состоянии, он не получил продвижения, то есть наша ближайшая цель по этому вопросу достигнута, – подчеркнула Галина Борисовна.

Галина РОЖКО

Также профсоюз стал разработчиком еще одной законодательной инициативы – проекта федерального закона об установлении ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам. Он стал итогом многолетней работы профсоюза по теме буллинга. Еще в 2011 году профсоюз организовал первую международную конференцию, посвященную проблеме насилия в образовании, вторая прошла в 2018 году.
– Наша законодательная инициатива предполагает внесение изменений во многие нормативные документы и кодексы, в том числе Уголовный, и Федеральный закон «Об образовании в РФ», – подытожила Галина Рожко.

На три главы больше

Одной из основных тем обсуждения на заседании стал проект макета коллективного договора общеобразовательной организации. Его представила главный специалист правового отдела аппарата профсоюза Елена Леонова. Она напомнила, что работа над проектом началась еще в прошлом году и заключалась в актуализации макета колдоговора, который был принят за основу в 2014 году.

В аппарате профсоюза для подготовки нового макета была создана рабочая группа с привлечением экспертов из различных отделов. Затем проект был разослан в регионы.

Елена Леонова

– Представители правовой службы в регионах внесли множество интересных предложений, многие из них включены в текст макета. В итоге макет значительно увеличился в объеме по сравнению с документом 2014 года, вместо девяти глав он содержит двенадцать, – отметила Елена Владимировна.

Помимо базовых глав, касающихся оплаты и нормирования труда, рабочего времени, охраны труда, которые приведены в соответствие с законодательством, проект макета включает новые: «Поддержка молодых педагогов», «Дополнительное профессиональное образование», «Социальное партнерство».

Так, в главе, посвященной молодым специалистам, говорится об обязанности работодателя по обеспечению мер

социальной поддержки молодых педагогов, как морального, так и материального характера. Здесь же прописаны нормы о наставничестве, которые будут способствовать закреплению молодежи в школе.

В разделе «Социальное партнерство» выделены основные принципы и порядок взаимодействия социальных партнеров в образовательном учреждении. Как отметила Елена Владимировна, новый раздел стал ответом на многочисленные пожелания и вопросы о том, какие решения работодатель должен принимать с учетом мнения профсоюза, а какие по согласованию с ним.

Михаил Авдеенко подчеркнул:
– Созданный макет – это добротная правовая, методическая основа для работы председателей первичных профсоюзных организаций на местах.

Макет будет представлен на заседании исполкома профсоюза 12 октября и после утверждения направлен в региональные (межрегиональные) организации.

Ненормированные нормы

На особенностях режима рабочего времени и установления нагрузки преподавателей вузов сконцентрировала внимание участников встречи эксперт отдела профессионального образования аппарата профсоюза Юлия Спирина. По словам Юлии Руальдовны, многие моменты здесь регламентируются на локальном уровне, что нередко приводит к неоправданной дифференциации правового регулирования труда педагогов разных учебных заведений, реализующих образовательные программы одного уровня.

– К сожалению, на практике нормы труда и режим рабочего времени – это слабая сторона в партнерстве между профкомами и руководителями вузов. В отличие, например, от оплаты труда, по которой в большинстве вузов ни один документ не принимается без учета мнения профкома, – отметила эксперт.

Она напомнила о том, что согласно приказу Минобрнауки России №1601 от 22 декабря 2014 года объем учебной нагрузки преподавателей устанавливается на начало учебного года локальным нормативным актом вуза и не может превышать 900 часов в учебном году. Кроме того, в приказе говорится о необходимости установления верхнего предела учебной нагрузки для различных должностей профессорско-преподавательского состава.

– Мы проанализировали коллективные договоры вузов за последние три года. Оказалось, что всего семь вузов зафиксировали в колдоговоре предельный размер учебной нагрузки за ставку заработной платы. А различный предельный размер учебной нагрузки по должностям указан всего в двух коллективных договорах, – сообщила эксперт.

По ее мнению, было бы целесообразно провести анализ локальных нормативных актов вузов, чтобы выяснить, какие документы согласованы или принимаются с учетом мнения профкома, особенно это касается нормирования труда и режима рабочего времени.

Юлия Руальдовна отметила, что сегодня в учебную работу преподавателей вузов, как правило, не включаются прием экзаменов, зачетов, проверка расчетно-графических работ, проведение практики.
– Вся эта работа преподавателем, безусловно, выполняется, но не оплачивается. Таким образом, реальная учебная нагрузка преподавателей вузов выше, чем зафиксировано в их индивидуальных планах, – подчеркнула Юлия Спирина.

Сегодня очень важно взаимодействие профсоюза с Минобрнауки России по вопросу разработки примерных отраслевых норм труда, в том числе и для профессорско-преподавательского состава, считает эксперт.
В марте – апреле 2020 года профсоюз изучил мнение педагогического сообщества о результатах внедрения и применения системы эффективного контракта в высших учебных заведениях. Всего было получено 1395 анкет более чем из 120 вузов.

По данным мониторинга, только 35% преподавателей считают, что вознаграждение соответствует затраченным усилиям на выполнение критериев и показателей эффективного контракта, а 59%, то есть большинство, уверены в том, что материальное вознаграждение ниже затраченных усилий. Итоги профсоюзного мониторинга были представлены на круглом столе в Совете Федерации.

– Нам удалось обратить внимание сенаторов, представителей федеральных органов исполнительной власти на слабые места, которыми страдает система эффективного контракта, и высказать свое мнение о порочной практике краткосрочных контрактов, – отметила Юлия Спирина.

Полные результаты мониторинга будут представлены для обсуждения на Всероссийском семинаре-совещании председателей первичных организаций работников вузов, который пройдет в онлайн-формате 6-8 октября.

В преддверии съезда

Эксперт отдела по вопросам общего образования аппарата профсоюза Вера Понкратова в своей презентации наглядно осветила разные стороны взаимодействия профсоюза с Минпросвещения России в рамках действующего Отраслевого соглашения. Как отметила Вера Николаевна, особенно напряженно соцпартнеры работали в период карантина, что позволило оперативно перестроить деятельность школ в новых условиях.

Эксперт правового отдела аппарата профсоюза Алексей Лукьянов рассказал об актуальных судебных решениях, принятых высшими судами Российской Федерации в 2019-2020 годах, а также представил презентацию о защите прав педагогических работников, в том числе в условиях дистанционной работы.

Об итогах работы Уставной комиссии профсоюза участникам встречи сообщила главный специалист правового отдела Екатерина Дунаева. Как напомнила Екатерина Юрьевна, комиссия для подготовки новой редакции устава профсоюза была сформирована в 2018 году. Рассмотрено более 80 поправок и предложений в проект устава. На сегодняшний день он подготовлен с учетом изменений гражданского законодательства и законодательства в сфере некоммерческих организаций, а также практики применения действующих уставных норм в регионах. Документ содержит общую часть для всех уровней организационной структуры профсоюза и особенную часть – четыре отдельные главы, посвященные первичной, территориальной, региональной организациям профсоюза и федеральному уровню.

Принятие устава станет одним из важнейших вопросов, который будет рассмотрен во время второго этапа VIII съезда профсоюза, 14 октября.

Наталья ВОРОНИНА

 


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt