Данное мероприятие направлено на развитие и воспитание думающего читателя, позволяет учащимся реализовать свои творческие способности. Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с жизнью и творчеством знаменитого земляка, писателя, актёра, режиссёра, любимого миллионами зрителей и читателей.
Новизна:
коммуникативная направленность мероприятия, главенствующее значение придаётся заданиям творческого характера
возможностям мультимедиа-компонентов. Дети являются активными участниками мероприятия, так как они готовят инсценировки рассказов, читают стихи, посвящённые Шукшину. Особая роль отведена зрительным образам, эмоциональному воздействию музыкального сопровождения.
Цель мероприятия: создание условий для развития общекультурной компетенции учащихся через ознакомление с личностью и творчеством писателя, режиссёра, актёра Василия Макаровича Шукшина, развитие чувства гордости за знаменитого земляка; воспитание чувства уважения к труду писателя, к чертам личности, которые помогают позиционировать себя в окружающем мире. Задачи: – Развитие детского творчества. – Выявление ярких, самобытных талантов. – Совершенствование исполнительского мастерства. – Расширение и обновление репертуара детского творческого коллектива. – Совершенствование образного мышления, внимания, речи. – Воспитание интереса к творчеству В.М. Шукшина. Достигнутые результаты: Мероприятие вызвало у детей очень живой эмоциональный отклик, не было ни одного скучающего ребёнка. Учащиеся очень ответственно отнеслись к подготовке мероприятия, с интересом слушали и с удовольствием читали стихотворения о Шукшине, очень артистично и по-актёрски выразительно проинсценировали сценку «Микроскоп», исполняли танцы и песни, играли на музыкальных инструментах. Все присутствующие высказали пожелание провести подобное мероприятие в следующем году. Продолжительность мероприятия: 1 час 20 минут. Для проведения этого мероприятия требуется предварительная подготовка: 1. Участники литературно-музыкальной композиции учили стихи, песни, разучивали танцы, готовили инсценировку по рассказу В.М.Шукшина «Микроскоп». 2. Оформление выставок: «Писатель, актёр, режиссёр»; выставка книг писателя, «Сростки – родина Шукшина». Оформление сцены: На заднем плане сцены портрет В.М. Шукшина, гроздь калины и тема мероприятия. Оборудование: мультимедийная презентация «О Шукшине не просто говорить». Ход мероприятия Звучит песня “С чего начинается Родина”, слова М.Матусовского, музыка В.Баснера. Выходят чтецы. 1 чтец: К той родине, что малою зовётся, Протянута невидимая нить. При встрече с нею робко сердце бьётся, Как будто всё впервые предстоит… 2 чтец: При встрече с нею возвращает память К мальчишескому звонкому житью. Места родные, я встречаюсь с вами И сам себя уже не узнаю. Хор исполняет песню “Край родной”. Слова А.Пришельца, музыка Д.Кабалевского. 1 чтец: Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха и горя Стародавнее это село. 2 чтец: Здесь мальчишка торил дорожку, Пряный ветер вдыхал с лугов, В огороде тяпал картошку, На Катуни тягал чебаков. 1 чтец: Край сибирский. Пейзаж неброский. Бьёт о берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки – Это родина Шукшина. Исполняется песня “Дом родной”. Автор текста Алексей Гоман. 3 чтец: Вот и она, деревня Сростки, Где над притихшею травой Катунь, что дым от папироски Безмолвно тлеет синевой. 4 чтец: Какой простор! А на потеху И в назиданье – в облаках Луна сияет, как прореха На старомодных башмаках. 3 чтец: Умолкли трели певчей пташки, Звенит ночная тишина. Калина в розовой рубашке Идет по тропке Шукшина. Исполняется танец «Хоровод». Песня «Где над Катунью калина гнется». Авторы текста Г.Заволокин, Ю.Колоколов, А.Заволокина. 5 чтец: Память чуть кулисы приоткроет И уже – захочешь – не закрыть. Ах, какие старые герои! Им хотя б костюмы подновить…
6 чтец: Но смешны уже былые драмы, И трагичен старый водевиль. Только режиссер ещё упрямо С давних текстов стряхивает пыль. 5 чтец: Он глядит прощающе прощально В закулисной эпопеи даль, И полны значеньем изначальным И его улыбка, и печаль. Сценка из произведения В.М. Шукшина «Микроскоп». В центре сцены стоит стол, за ним старший сын учит уроки, младшие дети играют в игрушки, жена подметает пол. Жена: Чего это ты, как луна светисься? Андрей показывает на коробку. Андрей: Вот, дали за ударную работу. Открывает коробку, достает микроскоп. Андрей: Микроскоп. Жена: Для чего он тебе? Андрей: Луну будем разглядывать! Сын и отец начинают смеяться. Жена: (обиженно) Чего вы? Отец с сыном продолжают смеяться, жена наводит строгий взгляд на мужа. Андрей: Ты знаешь, что тебя на каждом шагу окружают микробы? Вот ты зачерпнула кружку воды… Так? Зачерпывает кружку воды. Андрей: Ты думаешь, ты воду пьешь? Жена: Пошел ты!.. Андрей: Нет, ты ответь. Жена: Воду пью. Андрей смотрит на сына, подмигивает ему. Андрей: Воду она пьет!.. Ну не дура?.. Жена: Скважина! Счас сковородник возьму. Андрей делает серьезное лицо. Андрей: Микробов ты пьешь, голубушка, микробов. С водой-то. Миллиончика два тяпнешь и порядок. На закуску! Отец и сын смеются, жена уходит за сковородником. Андрей: Гляди сюда. Настраивает микроскоп, капает капельку воды на стекло, прикладывается к трубе. Сын стоит за ним и тоже хочет посмотреть. Сын: Пап!.. Андрей: Вот они, собаки!.. Разгуливают. Сын: Ну, пап! Андрей: Туда-сюда, туда-сюда!.. Ах, собаки! Сын: Папка! Жена: Дай ребёнку посмотреть. Отец уступает место сыну, глядит ему в затылок. Андрей: Ну? Сын молчит. Андрей: Ну?! Сын: (кричит) Вот они! Беленькие… Отец оттаскивает сына от микроскопа, дает место матери. Андрей: Гляди! Воду она пьет… Жена долго смотрит одним глазом, другим глазом. Жена: Да никого я тут не вижу. Андрей хлопает себя руками по бокам. Андрей: Оглазела! Любую копейку в кармане найдет, а здесь микробов рассмотреть не может. Они ж чуть не в глаз тебе прыгают, дура! Беленькие такие… Андрей отталкивает жену от микроскопа, а сам смотрит в трубку. Жена стоит сзади мужа. Андрей: Смотри, што делают! Што делают!.. Жена: Мутенькие такие. Вроде как жиринки в супу? Они, што ли? Андрей отвечает, не отрываясь от микроскопа. Андрей: Ти-ха! Жиринки! Сама ты жиринка. Ветчина целая. Сын засмеялся, мать дает ему подзатыльник, подводит к микроскопу младших. Жена: Ну-ка, ты доктор кислых щей!.. Дай детям посмотреть. Уставился. Андрей уступает место детям, сам взволнованно ходит по комнате и чешет себе затылок, дети смотрят в микроскоп. Жена: Ну, все, хватит смотреть. Ужинать пора. Жена и дети накрывают на стол, Андрей продолжает ходить по комнате. Все усаживаются за стол, Андрей, зачерпнув ложку супа, показывает её сыну. Андрей: Сколько здесь приблизительно? Сын наморщил лоб. Сын: С полмиллиончика есть. Андрей прищурил глаз на ложку. Андрей: Не меньше. А мы их – ам! Проглатывает ложку супа и хлопает себя по груди. Андрей: И – нету. Сейчас их там сам организм начнет колошматить. Он-то с имя управится! Жена перебивает мужа и кивает головой в сторону микроскопа. Жена: Небось сам выпросил? Лучше пылесос бы дали. А то пропылесосить и нечем. Автор: Закончив ужинать, семья Ериных ушла спать, а микроскоп остался на столе. 7 чтец: Калина красная грустит В родном селе – далеких Сростках, И боль под окнами стоит Поникшей, сломанной березкой. 8 чтец: У всей России на виду Багряной гроздью билось сердце, Чужую знавшее беду, Чтоб на свою не заглядеться. Вокальная группа исполняет песню «Рассвет – чародей». Музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Пляцковского. 9 чтец: Колдовская пора предрассветная, Заря разлилась в полнеба. Пахнет ветер рекой и ромашкой И свежестью теплого хлеба. Постою на крылечке немножко И тихонько по тропке пройду, С ледяной водой из колодца Отражения звезд зачерпну. Если спросят меня хоть однажды, Где силы для жизни беру? Я отвечу: “У ветра, у речки, И у звездной воды, Что на зорьке я пью”. Исполняется танец “Ложкари”. Песня «Ой при лужке при лужке».
10 чтец: Русский быт – царевны да лягушки, Дальний путь за тридевять земель. Русский дух – гармошки да частушки, Теплых слов неповторимый хмель. 11 чтец: Не кружитесь вороны напрасно, Не пытайтесь веры нас лишать! Будет греть костер калины красной! Будет петь сибирская душа! Сростинские частушки. Наша Родина богата, И Алтай наш славится Медом, хлебом, облепихой, Катунью – красавицей. Кандычки зацвели, Огоньки поспели. Гармонисты пришли, Девочки запели! Дайте кругу шире, шире – Разойдусь, так разойдусь! Родилася я в Сибири И морозов не боюсь. Я по бережку пойду, Калину красную найду. Калина красная, как кровь, Как безответная любовь… Село Сростинское До чего красивое! Потому что родина Шукшина Василия. Наш Алтай очень красивый, Катунь – светлая вода, Кто приедет в Сростки Не уедет никогда. Эти Сросточки прославились – Известные давно: Наш земляк Шукшин Василий Здесь снимал свое кино. Побываем в Верх-Обском, Также – в Полеводке. А в деревню Шукшина Поплывем на лодке. В Барнауле – тучи, тучи, В Сросточках – гроза, гроза; На залету рассердилась Не смотрели бы глаза! Кто поедет на телеге, Ну а мы пойдем пешком, Кто частушечек не знает – Приходите к нам с мешком. 12 чтец: Снова смотрит он с телеэкрана – Вновь живёт, а не играет роль. Небольшой, но с сердцем великана, А в глазах огонь, печаль и боль.
13 чтец:
А в глазах любовь и слезы,
Потому что в роще за рекой
Снова заневестились березы,
Украшая край его родной.
Слов простых немыслимая сила
Рвется в наши души и сердца –
Значит, жив ещё Шукшин Василий
И не будет жизни той конца.
«Песня над Катунью». Памяти В.Шукшина
Шумовой оркестр. Мелодия «Пчелочка златая».
14 чтец:
И облака плывут над головой,
И небо обнимается с Пикетом,
И мне опять на круче вековой
Недужить наступающим рассветом.
15 чтец:
В настроенной сторожко тишине
Душа горит, корежась, как берёста.
Непросто говорить о Шукшине,
Живое слово подобрать непросто.
16 чтец:
Всё это происходит от того,
Что сам бывал раним слепым зарядом,
Что бунтари и «чудики» его
По всей земле со мною жили рядом.
17 чтец:
Еще держу связующую нить,
Но и о спуске думаю отлогом.
О Шукшине непросто говорить,
О нем бы петь, и петь высоким слогом!
Хор исполняет песню “Что может быть лучше России?”. Музыка Е.Крылатова, слова Л.Дербенева.
Неля Яббарова, педагог-организатор Воеводской школы-интерната Целинного района Алтайского края
Комментарии