search
main
0

О Шукшине не просто говорить. Разработка внеклассного мероприятия для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 4-9 классов

Данное мероприятие направлено на развитие и воспитание думающего читателя, позволяет учащимся реализовать свои творческие способности. Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с жизнью и творчеством знаменитого земляка, писателя, актёра, режиссёра, любимого миллионами зрителей и читателей.

Новизна:

коммуникативная направленность мероприятия, главенствующее значение придаётся заданиям творческого характера

возможностям мультимедиа-компонентов. Дети являются активными участниками мероприятия, так как они готовят инсценировки рассказов, читают стихи, посвящённые Шукшину. Особая роль отведена зрительным образам, эмоциональному воздействию музыкального сопровождения.

Цель мероприятия: создание условий для развития общекультурной компетенции учащихся  через ознакомление с личностью и творчеством писателя, режиссёра, актёра Василия Макаровича Шукшина, развитие чувства  гордости  за  знаменитого  земляка; воспитание  чувства уважения к труду писателя, к чертам личности, которые помогают  позиционировать себя в окружающем мире.   Задачи: –          Развитие детского творчества. –          Выявление ярких, самобытных талантов. –          Совершенствование исполнительского мастерства. –          Расширение и обновление репертуара детского творческого коллектива. –          Совершенствование образного мышления, внимания, речи. –          Воспитание интереса к творчеству В.М. Шукшина.   Достигнутые результаты: Мероприятие вызвало у детей очень живой эмоциональный   отклик, не было ни одного скучающего ребёнка. Учащиеся очень ответственно отнеслись к подготовке мероприятия, с интересом слушали и с удовольствием читали стихотворения о Шукшине, очень артистично и по-актёрски выразительно проинсценировали сценку «Микроскоп», исполняли танцы и песни, играли на музыкальных инструментах. Все присутствующие высказали пожелание провести подобное мероприятие в следующем году.   Продолжительность мероприятия: 1 час 20 минут.   Для проведения этого мероприятия требуется предварительная подготовка: 1. Участники литературно-музыкальной композиции учили стихи, песни, разучивали танцы, готовили инсценировку по рассказу В.М.Шукшина «Микроскоп». 2. Оформление выставок: «Писатель, актёр, режиссёр»; выставка книг писателя, «Сростки – родина Шукшина».   Оформление сцены: На заднем плане сцены портрет В.М. Шукшина, гроздь калины и тема мероприятия.   Оборудование: мультимедийная презентация «О Шукшине не просто говорить».   Ход мероприятия   Звучит песня “С чего начинается Родина”, слова М.Матусовского, музыка В.Баснера. Выходят чтецы.   1 чтец: К той родине, что малою зовётся, Протянута невидимая нить. При встрече с нею робко сердце бьётся, Как будто всё впервые предстоит…   2 чтец: При встрече с нею возвращает память К мальчишескому звонкому житью. Места родные, я встречаюсь с вами И сам себя уже не узнаю.   Хор исполняет песню “Край родной”. Слова А.Пришельца, музыка Д.Кабалевского.   1 чтец: Разметалось село в предгорьях, Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха и горя Стародавнее это село.   2 чтец: Здесь мальчишка торил дорожку, Пряный ветер вдыхал с лугов, В огороде тяпал картошку, На Катуни тягал чебаков.   1 чтец: Край сибирский. Пейзаж неброский. Бьёт о берег Катуни волна. Знает каждый в России, что Сростки – Это родина Шукшина.   Исполняется песня “Дом родной”. Автор текста Алексей Гоман.   3 чтец: Вот и она, деревня Сростки, Где над притихшею травой Катунь, что дым от папироски Безмолвно тлеет синевой.   4 чтец: Какой простор! А на потеху И в назиданье – в облаках Луна сияет, как прореха На старомодных башмаках.   3 чтец: Умолкли трели певчей пташки, Звенит ночная тишина. Калина в розовой рубашке Идет по тропке Шукшина.   Исполняется танец «Хоровод». Песня «Где над Катунью калина гнется». Авторы текста Г.Заволокин, Ю.Колоколов, А.Заволокина.   5 чтец: Память чуть кулисы приоткроет И уже – захочешь – не закрыть. Ах, какие старые герои! Им хотя б костюмы подновить…

6 чтец: Но смешны уже былые драмы, И трагичен старый водевиль. Только режиссер ещё упрямо С давних текстов стряхивает пыль.   5 чтец: Он глядит прощающе прощально В закулисной эпопеи даль, И полны значеньем изначальным И его улыбка, и печаль.   Сценка из произведения В.М. Шукшина «Микроскоп».   В центре сцены стоит стол, за ним старший сын учит уроки, младшие дети играют в игрушки, жена подметает пол.   Жена: Чего это ты, как луна светисься? Андрей показывает на коробку.   Андрей: Вот, дали за ударную работу. Открывает коробку, достает микроскоп.   Андрей: Микроскоп. Жена: Для чего он тебе? Андрей: Луну будем разглядывать! Сын и отец начинают смеяться.   Жена: (обиженно) Чего вы? Отец с сыном продолжают смеяться, жена наводит строгий взгляд на мужа.   Андрей: Ты знаешь, что тебя на каждом шагу окружают микробы? Вот ты зачерпнула кружку воды… Так? Зачерпывает кружку воды.   Андрей: Ты думаешь, ты воду пьешь? Жена: Пошел ты!.. Андрей: Нет, ты ответь. Жена: Воду пью. Андрей смотрит на сына, подмигивает ему.   Андрей: Воду она пьет!.. Ну не дура?.. Жена: Скважина! Счас сковородник возьму. Андрей делает серьезное лицо.   Андрей: Микробов ты пьешь, голубушка, микробов. С водой-то. Миллиончика два тяпнешь и порядок. На закуску! Отец и сын смеются, жена уходит за сковородником.   Андрей: Гляди сюда. Настраивает микроскоп, капает капельку воды на стекло, прикладывается к трубе. Сын стоит за ним и тоже хочет посмотреть.   Сын: Пап!.. Андрей: Вот они, собаки!.. Разгуливают. Сын: Ну, пап! Андрей: Туда-сюда, туда-сюда!.. Ах, собаки! Сын: Папка! Жена: Дай ребёнку посмотреть. Отец уступает место сыну, глядит ему в затылок.   Андрей: Ну? Сын молчит.   Андрей: Ну?! Сын: (кричит) Вот они! Беленькие… Отец оттаскивает сына от микроскопа, дает место матери.   Андрей: Гляди! Воду она пьет… Жена долго смотрит одним глазом, другим глазом. Жена: Да никого я тут не вижу. Андрей хлопает себя руками по бокам. Андрей: Оглазела! Любую копейку в кармане найдет, а здесь микробов рассмотреть не может. Они ж чуть не в глаз тебе прыгают, дура! Беленькие такие… Андрей отталкивает жену от микроскопа, а сам смотрит в трубку. Жена стоит сзади мужа.   Андрей: Смотри, што делают! Што делают!.. Жена: Мутенькие такие. Вроде как жиринки в супу? Они, што ли? Андрей отвечает, не отрываясь от микроскопа. Андрей: Ти-ха! Жиринки! Сама ты жиринка. Ветчина целая. Сын засмеялся, мать дает ему подзатыльник, подводит к микроскопу младших. Жена: Ну-ка, ты доктор кислых щей!.. Дай детям посмотреть. Уставился. Андрей уступает место детям, сам взволнованно ходит по комнате и чешет себе затылок, дети смотрят в микроскоп.   Жена: Ну, все, хватит смотреть. Ужинать пора. Жена и дети накрывают на стол, Андрей продолжает ходить по комнате. Все усаживаются за стол, Андрей, зачерпнув ложку супа, показывает её сыну.   Андрей: Сколько здесь приблизительно? Сын наморщил лоб. Сын: С полмиллиончика есть. Андрей прищурил глаз на ложку. Андрей: Не меньше. А мы их – ам! Проглатывает ложку супа и хлопает себя по груди. Андрей: И – нету. Сейчас их там сам организм начнет колошматить. Он-то с имя управится! Жена перебивает мужа и кивает головой в сторону микроскопа.   Жена: Небось сам выпросил? Лучше пылесос бы дали. А то пропылесосить и нечем.   Автор: Закончив ужинать, семья Ериных ушла спать, а микроскоп остался на столе.   7 чтец: Калина красная грустит В родном селе – далеких Сростках, И боль под окнами стоит Поникшей, сломанной березкой.   8 чтец: У всей России на виду Багряной гроздью билось сердце, Чужую знавшее беду, Чтоб на свою не заглядеться.   Вокальная группа исполняет песню «Рассвет – чародей». Музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Пляцковского.   9 чтец: Колдовская пора предрассветная, Заря разлилась в полнеба. Пахнет ветер рекой и ромашкой И свежестью теплого хлеба. Постою на крылечке немножко И тихонько по тропке пройду, С ледяной водой из колодца Отражения звезд зачерпну. Если спросят меня хоть однажды, Где силы для жизни беру? Я отвечу: “У ветра, у речки, И у звездной воды, Что на зорьке я пью”.   Исполняется танец “Ложкари”. Песня «Ой при лужке при лужке».

10 чтец: Русский быт – царевны да лягушки, Дальний путь за тридевять земель. Русский дух – гармошки да частушки, Теплых слов неповторимый хмель.   11 чтец: Не кружитесь вороны напрасно, Не пытайтесь веры нас лишать! Будет греть костер калины красной! Будет петь сибирская душа!   Сростинские частушки. Наша Родина богата, И Алтай наш славится Медом, хлебом, облепихой, Катунью – красавицей.   Кандычки зацвели, Огоньки поспели. Гармонисты пришли, Девочки запели!   Дайте кругу шире, шире – Разойдусь, так разойдусь! Родилася я в Сибири И морозов не боюсь.   Я по бережку пойду, Калину красную найду. Калина красная, как кровь, Как безответная любовь…   Село Сростинское    До чего красивое! Потому что родина Шукшина Василия.   Наш Алтай очень красивый, Катунь – светлая вода, Кто приедет в Сростки Не уедет никогда.   Эти Сросточки прославились – Известные давно: Наш земляк Шукшин Василий Здесь снимал свое кино.   Побываем в Верх-Обском, Также – в Полеводке. А в деревню Шукшина Поплывем на лодке.   В Барнауле – тучи, тучи, В Сросточках – гроза, гроза; На залету рассердилась Не смотрели бы глаза!   Кто поедет на телеге, Ну а мы пойдем пешком, Кто частушечек не знает – Приходите к нам с мешком.   12 чтец: Снова смотрит он с телеэкрана – Вновь живёт, а не играет роль. Небольшой, но с сердцем великана, А в глазах огонь, печаль и боль.

13 чтец:

А в глазах любовь и слезы,

Потому что в роще за рекой

Снова заневестились березы,

Украшая край его родной.

Слов простых немыслимая сила

Рвется в наши души и сердца –

Значит, жив ещё Шукшин Василий

И не будет жизни той конца.

«Песня над Катунью». Памяти В.Шукшина

Шумовой оркестр. Мелодия «Пчелочка златая».

14 чтец:

И облака плывут над головой,

И небо обнимается с Пикетом,

И мне опять на круче вековой

Недужить наступающим рассветом.

15 чтец:

В настроенной сторожко тишине

Душа горит, корежась, как берёста.

Непросто говорить о Шукшине,

Живое слово подобрать непросто.

16 чтец:

Всё это происходит от того,

Что сам бывал раним слепым зарядом,

Что бунтари и «чудики» его

По всей земле со мною жили рядом.

17 чтец:

Еще держу связующую нить,

Но и о спуске думаю отлогом.

О Шукшине непросто говорить,

О нем бы петь, и петь высоким слогом!

Хор исполняет песню “Что может быть лучше России?”. Музыка Е.Крылатова, слова Л.Дербенева.

Неля Яббарова, педагог-организатор Воеводской школы-интерната Целинного района Алтайского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте