search
main
0

О, счастливчик! Мыслю – следовательно, существую

Мужеством оставаться счастливыми в этом лучшем, согласно Лейбницу, из миров обладают люди мудрые и наполненные глубоким духовным содержанием. Радость познания – наверное, самое яркое человеческое чувство. Не случайно когда-то выигрыш Александра Беляева, Евгения Киселева, Михаила Осокина, Леонида Парфенова в телеигре «О, счастливчик!» достался Сергиево-Посадскому физико-математическому лицею. Здесь согласно итогам республиканских олимпиад учатся лучшие физики и математики России, и звезды нашей журналистики не смогли не поддержать этих растущих интеллектуалов.

Директор лицея Вячеслав Сухов считает, что развитию одаренности в детях способствуют три условия: благоприятная среда для учебы, хорошее сотрудничество учеников и учителей и связь с вузами. Правда, для личностного роста еще обязательно участие в олимпиадах. Все эти условия в лицее соблюдаются неукоснительно.

Взаимодействию с учреждениями высшего профессионального образования по подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах уделяется огромное внимание. Отражением истинной заинтересованности в подготовке своих будущих студентов стало творческое сотрудничество коллективов вузов и лицея, оно основано и подкреплено реальными договорами о сотрудничестве.

Активно участвуют в подготовке лицеистов к победам на олимпиадах вузовские преподаватели. Руководитель национальной сборной Назар Агаханов, председатель жюри областных олимпиад по физике Валерий Слободянин, заместитель заведующего кафедрой общей физики МФТИ Дмитрий Александров, заведующий кафедрой общей физики Саровского государственного физико-технического института Дмитрий Подлесный и многие другие читают в лицее обзорные лекции, ведут семинары по решению задач повышенной сложности и олимпиадного уровня.

Преподаватели лицея разрабатывают собственные интегрированные образовательные программы и курсы, методические пособия по углубленному изучению физики. Большой сборник лабораторных работ, изданный лицеем, любовно называют «своим физматовским лабником». Посвященному этот профессионализм, характеризующий подобный сборник, понятен, ну а непосвященных здесь и быть не может.

Ведущие преподаватели вузов участвуют в экспертной оценке уровня знаний, проводимых в лицее в рамках внутришкольного контроля. Это важная составляющая всей многоплановой работы, так как позволяет ученикам и учителям получить наиболее полную и объективную экспертную оценку знаний по физике и математике независимыми комиссиями, и она во многом предопределяет дальнейший выбор вуза, снимает психологическую напряженность у выпускников и повышает уверенность в успешном поступлении.

Немаловажным критерием оценки служит участие лицеистов в научно-исследовательской работе и публикации их трудов в сборниках вузов. Ведь преподавание физики невозможно без серьезной исследовательской работы, проводимой как в лаборатории лицея, так и в летних физических школах. Ежегодно 8-10 учащихся вместе с преподавателями МФТИ и физфака МГУ при участии бывших наших выпускников, а ныне студентов старших курсов, выезжают для проведения серьезной исследовательской работы.

Выполнение экспериментальных заданий, выбор методик их проведения, процесс измерений и оценки погрешностей, обсуждение результатов, участие в конкурсах «Старт в науку» (МФТИ), «Юниор» (МИФИ), Балтийский конкурс (Санкт-Петербург) и Харитоновские чтения (Саров) дают замечательный результат. Ребята, как говорится, на кончиках пальцев учатся понимать окружающую нас природу, порой проникая в микромир без микроскопа. Финалом прошлогодней летней школы стали победы на этих конкурсах и публикации в специализированных выпусках.

Данная работа также имеет весомое методическое значение. Ее материалы могут вполне использоваться в школах с углубленным изучением физики наряду с классическими экспериментами по физической оптике, а также имеют большую ценность для проведения так называемых интегрированных уроков физики и биологии.

Успехам в исследовательской деятельности во многом способствовало и наличие школьной физической лаборатории, разработанной МФТИ, и желание специалистов Физтеха и преподавательского коллектива лицея создавать методические пособия по экспериментальной физике, по уровню сложности занимающих промежуточное положение между лицеем и высшей школой, но не выходящих за рамки углубленных программ.

Отработанная в течение 10 с лишним лет стройная система тесных взаимоотношений между лицеем и вузами позволяет сказать об эффективности такого системного подхода. Ребята ежегодно приносят в родной лицей по 20-25 дипломов областных олимпиад. За 9 лет – 4 медали международного уровня (2 – золотые и 2 серебряные медали), множество побед на олимпиадах памяти профессора Савельева и памяти академика Курчатова, на олимпиадах Минатома России, проводимых МИФИ, множество публикаций в научных журналах, и, может быть, самое главное – 867 выпускников, и все они студенты дневных отделений ведущих вузов.

Победы на конференциях, олимпиадах, конкурсах – это важный шаг в образовании. Но главное не награды, а опыт и знания, и главное то счастье, которым ребята обладают здесь, счастье быть умным.

Сергиев Посад

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте