search
main
0

О самоопределении личности на школьном уроке рассказали в юбилейном эфире проекта «Высшая лига»

В онлайн-школе учителей года России «Высшая лига» прошел тридцатый юбилейный эфир. Лектором выступила Полина Пятакова – учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 3 г. Краснодара, лауреат конкурса «Учитель года России» 2021.

Фото: Министерство просвещения РФ

Полина Пятакова выступила в Школе «Высшая лига» по теме «Школьный урок как пространство самоопределения личности». Вопросы в чате ей задавали финалисты конкурса «Учитель года России» 2002 и 2021 годов, наставник проекта Ирина Димова, а также Федор Ручков, активист детско-юношеского объединения «Сила – в знании!». Ведущим проекта выступает главный специалист Центра просветительских инициатив, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 1992» Артур Заруба.

Рассказывая о себе, Полина Алексеевна отметила, что вместе с учениками старается разгадать тайны русского языка и литературы, с родителями помогает детям стать счастливее, а с коллегами – учится и анализирует, что будет эффективнее для того или иного класса, ребенка. Литература помогает детям разобраться с их собственными мыслями и чувствами.

В образовательном процессе важны как самоопределение ученика, так и самоопределение педагога. Учителю необходимо задаваться вопросами, чего хочет ребенок (на самом деле, а не в предположениях педагога), что делает ребенка счастливым, что полезного он узнал для своего настоящего. Ответы помогут школьнику в процессе самоопределения личности. Учителю важно обсуждать с ребятами эти вопросы и слышать детей. Услышать ребят помогают ответы учителя на вопросы, обращенные к себе: чего я хотел, когда был ребенком, что делает счастливым меня, что полезного ребенок узнал для своего будущего.

В процессе самоопределения ребенку помогают ответы на такие вопросы, как «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Что такое хорошо, а что такое плохо?», «Кому я могу доверять?», «Кем я стану, когда вырасту?». Ответы на первый вопрос помогают «очеловечить» героев художественных произведений или писателей на уроках литературы, первооткрывателей на уроках географии – сделать мир знаний ближе и доступнее ученикам.

Полина Алексеевна предлагает также школьникам самим оценивать свои ответы: «Я молодец, потому что…» – так они обращают внимание на то, что у них получилось хорошо. Это помогает ребенку сформировать представление о своих сильных сторонах и о слабостях, над которыми предстоит поработать. Отвечать на вопрос «Зачем я здесь?» помогает создание проблемной ситуации, целеполагание урока, понятное ребенку. Каждый ученик оказывается вовлеченным в решение проблемы и чувствует, то без него урок был бы неполным.

Фото: кадр из видео эфира «Высшая лига»/ ВК

Для самоопределения ребенка также важна командная работа со сменой ролей. Она развивает метапредметные умения: коммуникативные, познавательные, регулятивные. Такая работа помогает ответить на вопрос «Кому я могу доверять?» (одноклассникам, учителю, источникам). Попробовав себя в разных ролях, ребенок лучше себя узнает. Говоря о важности пространства урока, педагог отметила, что его можно совершенствовать: например, добавлять ему динамичности или расставлять цветовые акценты, создавать центр притяжения, наполнять пространство смыслом.

После своего выступления Полина Алексеевна ответила на вопросы слушателей. Так, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», президент Общероссийской общественной организации «Учитель года» Ирина Димова отметила важность личности на конкурсе «Учитель года» и задачу школы по формированию лучших человеческих качеств в ребенке. Ирина Георгиевна спросила Полину Пятакову как учителя русского языка и литературы, можно ли назвать особым урок литературы: «Это урок искусства или урок научно-лингвистический?». Она также поинтересовалась, ставит ли педагог плохие оценки ученикам и если да, то что при этом чувствует?

В своем ответе педагог отметила: если мы говорим о литературе как предмете, который помогает ребенку задавать важные вопросы, то после прочтения произведения учитель в качестве домашнего задания просит ребят задать три глубоких вопроса к нему, которые раскрывают идею и замысел книги. При этом ответы заранее не предполагаются – они рождаются в процессе общего обсуждения. Такой роскоши, по словам Полины Алексеевны, ребенку позволить невозможно ни на каком другом занятии. Что касается оценок, то плохие оценки ставить никто не любит. Однако важно понимать, что оценивается не ученик, а его ответ – так что оценка помогает школьнику более ответственно относиться к его работе, более грамотно распределять время.

Ирина Димова поинтересовалась также, как увлечение Полины Алексеевны музыкой влияет на работу с детьми. По словам педагога, к некоторым ее урокам имеются саундтреки. Перед занятием определенная музыка создает у ребят эмоциональный фон, становится неким эпиграфом к нему. По ее мнению, дети воспитываются на качественном репертуаре. К тому же, игра на гитаре дает возможность продемонстрировать изобразительно-выразительные средства примерами из собственных песен. Важно включать музыку в ход занятия не натужно, а гармонично. Чем более многогранна личность учителя, тем интереснее для ребят уроки.

Полностью с юбилейным эфиром «Высшей лиги» можно ознакомиться на странице проекта в социальной сети.

Партнерами «Высшей лиги» выступают Общероссийская организация «Учитель года», Сетевое издание «Учительская газета», Общероссийский Профсоюз образования. Запись эфира всех выпусков можно посмотреть в плейлисте социальной сети «ВКонтакте».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте