Теперь, когда уже всей стране известно, что успешные московские школы лидируют во всероссийском рейтинге, казалось бы, для москвичей и для педагогического сообщества в целом все ясно и понятно. Но на очередном селекторе «Профсоюзный час» председатели первичных и члены окружных профсоюзных организаций не только задали вопросы, но и дали предложения председателю Московского центра педагогического мастерства и руководителю Московского центра математического образования Ивану ЯЩЕНКО.
Профсоюзный актив Северо-Восточного округа: – Иван Валерьевич, каждый комплекс имеет разное количество детских садов, но в рейтинге учитывают количество дошкольников, перешедших в начальную ступень. Может быть, справедливо было бы учитывать не количество, а процент дошкольников в подготовительной группе? Это даже не вопрос, а наше конкретное предложение, которое мы предлагаем вам принять. Кроме того, у кого много дошкольников, у того априори много девятиклассников, не кажется ли вам, что нельзя выстраивать рейтинг с такой точки зрения: у одной школы этого побольше, а у другой больше того? – Конечно, мы просчитаем и проработаем ваше предложение, но хочу отметить вот что: у одной школы больше детских садов, а у другой школы, например, больше девятиклассников. То есть все школы разные и баллы, которые дают за разные достижения учеников, с этой точки зрения сбалансированы. Скажем, лицей при вузе вообще не имеет девятиклассников, а имеет только 10-11-е классы и зарабатывает свои баллы для рейтинга только на результатах сдачи ЕГЭ и победах в олимпиадах, у какой-то школы больше баллов за дошкольников, перешедших на первую школьную ступень, так как она уделяет этому больше внимания. Наш рейтинг называется довольно длинно: «Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников». Что это означает? Может быть маленькая школа, в которой всего десять или двадцать ребят в старших классах, всего одна группа в дошкольном отделении, один класс в начальной школе, по одному классу во всех параллелях, все дети гениальны, сдача ОГЭ на «отлично», все дети – победители Всероссийской олимпиады. Но вот вклад этой организации все равно будет маленьким, а у нас рейтинг вклада. Поэтому у школы, в которой много дошкольных отделений и много детей перешли в первый класс, вклад будет больше. Профсоюзный актив Юго-Западного округа: – В образовательных организациях идет активное обсуждение двадцатки ведущих лучших школ Москвы, которые и в позапрошлом и прошлом году были лидерами рейтингов, и в нынешнем. Не секрет, что при приеме в эти школы идет отбор талантливых детей. Не кажется ли вам, что нужно как-то учитывать то, что эти школы имеют преимущество по сравнению с теми школами, которые такой отбор не делают? – Я с вами не соглашусь. Наравне с тем, что у нас есть много образовательных организаций, которые традиционно входят в первую двадцатку рейтинга, что на первой позиции уже конкурируют между собой лицей №1535, 57-я школа, лицей «Вторая школа», другие школы, в лидерах рейтинга появились и несколько новых школ. Действительно, каждый год в рейтинге появляются новые школы, а какие-то, до того лидировавшие, уходят. Из новых школ, пришедших в рейтинг, могу назвать Курчатовскую школу – она до этого не была в двадцатке, школу №962, которая тоже впервые вошла в двадцатку. Поэтому в отличие от федерального рейтинга, где есть дополнительный коэффициент за отсутствие или наличие конкурсного набора (это связано с тем, что школы в крупных городах и в маленьких поселках находятся в совершенно разных условиях), у нас такого коэффициента нет. В Москве все школы находятся в равных условиях и получают равные финансы – нормативно-подушевое финансирование предусматривает выделение равных средств на обучение ребенка (для детей-инвалидов предусмотрены повышающие коэффициенты), они подчиняются единым правилам жизни. Все поощрения и какие-то дополнительные льготы школы получают строго по образовательным результатам и по месту в рейтинге. Поэтому при выстраивании рейтинга мы и учитываем исключительно образовательные результаты. Профсоюзный актив Западного округа: – В соответствии с законодательством в структурных дошкольных отделениях школ осуществляется присмотр и уход за воспитанниками. Вместе с тем в дошкольных отделениях активно проводят работу по образованию и развитию детей. Будут ли в следующем рейтинге учтены достижения воспитанников дошкольных структурных подразделений? Это и вопрос, и предложение, если его можно принять. – Ответ очень простой: мы намереваемся рассмотреть такое предложение, конечно, нам хочется это учитывать. Этот вопрос, понятно, очень деликатный, любые педагогические измерения каких-либо результатов учеников начальной школы и воспитанников дошкольного отделения – тонкая вещь. Мы планируем в течение этого учебного года проводить довольно серьезную работу, в том числе с участием коллег из Федерального института развития образования, которые разработали соответствующие документы по дошкольному образованию. Соответственно как только у нас будет сформирован комплекс измеряемых параметров, мы сможем перейти к оценке достижений детей. Просто сначала надо это сформировать, отработать, апробировать, в течение года мы проведем пилотные исследования, мониторинг, то есть своеобразную «пристрелку», чтобы посмотреть, как будут работать предлагаемые параметры. Они должны быть не фальсифицированы, корректны и, самое главное, не приводить к каким-то антипедагогическим действиям по отношению к воспитанникам. Профактив Южного округа:- В образовательных комплексах разное количество девятых и одиннадцатых классов. Соответственно в школах с большим количеством выпускных классов количество успешно сдавших государственный экзамен больше, поэтому, на наш взгляд, количественный показатель успешно сдавших ЕГЭ и ОГЭ не дает всей картины. Будет ли введен коэффициент соотношения успешно сдавших госэкзамен к общему количеству выпускников 9-х и 11-х классов? – Я хочу еще раз подчеркнуть, что у нас рейтинг вклада образовательных организаций в образовательное пространство города. Соответственно у той школы, у которой больше выпускников, если она их хорошо отучила, есть шанс внести больший вклад. Но как показывает практика, в больших образовательных комплексах в среднем примерно в два раза больше удельное количество баллов на одного выпускника по отношению к малым школам, хотя есть вполне успешные малые школы, которые, как правило, нашли для себя хорошую нишу – выигрывали олимпиады, входили в рейтинг, получали грант мэра Москвы за счет того, что нашли эту нишу для ребят, которые хотят развить свой талант в различных областях. То есть это вполне успешные школы и вполне успешные ребята. С другой стороны, если мы будем учитывать процент, то будет история как со средним баллом: школе будет невыгодно брать ребенка. То есть учет такого соотношения имеет обратную сторону, так как школа понимает: если она возьмет еще одно здание, еще один класс, то от этого ее показатели не упадут. Но в случае с учетом процента пропорционально количеству она будет жить хорошо, но будет отбирать детей и ограничивать прием. Мы рассматриваем некоторые варианты, связанные с тем, чтобы чуть-чуть сгладить эту разницу, не переходя к средним показателям. Например, после определенного количества учитываемых результатов параллели следующий результат учитывать с коэффициентом: первый этап с коэффициентом один, следующий – с коэффициентом 0,9, затем с коэффициентами 0,8, 0,7 и так далее, чтобы эта разница не была доминирующей. Я думаю, что забота ТПО ЮАО в первую очередь об этом, мы над этим работаем, соответствующие математические модели составим, но, скажу еще раз, у нас все же рейтинг результатов. Профсоюзный актив Восточного округа: – Планируете ли вы ввести в рейтинг показатель, отражающий работу образовательной организации в рамках государственно-общественного управления и социального партнерства? – Мы с удовольствием хотели бы расширять список параметров, которые учитываем, которые оцениваем. Но в первую очередь очень важно как раз то, что у нас рейтинг результатов. Как только мы сможем сформулировать в виде измеряемого результата то, что вы предлагаете, мы попытаемся учитывать все это в рейтинге. То есть нужны индикаторы, которые бы отвечали термину «измеряемые результаты». У нас есть, например, проблемы с ученическим самоуправлением, которое мы хотим учитывать, ведь ученическое самоуправление как-то сказывается на результатах работы школы, на победах в олимпиадах. Но тут тоже нужны какие-то измеряемые результаты для ребенка и для процесса в школе. Так как наличие ученического самоуправления еще служит и реализации таких образовательных целей, которые предусмотрены ФГОС для развития личностных и прочих моментов, как получится это измерить? Если профсоюз захочет помочь нам в этом, будем работать вместе. Совет молодых педагогов районов Выхино, Жулебино (ЮВАО): – Нас очень радует открытость критериев и подсчета рейтинговых баллов. Но почему тогда суммарный рейтинговый балл скрывают от педагогической и родительской общественности? – Во-первых, у нас не только не скрывают суммарный рейтинговый балл, но и дают подробный расчет показателей (не просто итоговый балл, но и все коэффициенты, результат каждого ребенка, результат каждой параллели классов) в виде огромной таблицы, которая поступает через систему ЕКИС в образовательные учреждения. Если руководитель образовательной организации не дает ее профсоюзной организации, то, думаю, этот вопрос мы вместе с профсоюзом сможем решить. Если где-то есть такое недоразумение, если такую таблицу не учитывали при распределении грантов мэра Москвы, то это важный вопрос, который профсоюзная организация должна решить. Профсоюзный актив Северо-Западного округа: – Планируете ли вы включить в рейтинг образовательных организаций показатель, отражающий обучение воспитанников из городских ресурсных центров поддержки семьи и детства, из детских домов, ведь работа с такими детьми требует от учителя повышенного внимания, педагогического мастерства, заботы? Как все это будет обеспечено? – Такое предложение уже поступало, этот вопрос мы прорабатываем с точки зрения учета этого показателя, думаю, год у нас уйдет на анализирование, а дальше мы будем смотреть. Профсоюзный актив Северного округа: – Если школа не вошла в рейтинг, но все же хочет знать свое количество баллов, место, которое она занимает в общем списке школ, будет ли ей доступна такая информация? – Мы не даем публичную информацию по школам после 500-го места, до 500-й школы вся информация опубликована на сайте Департамента образования. После 500-го места и школ мало, и результаты не очень серьезные, поэтому там места школ не очень корректны. С такими школами мы готовы работать индивидуально.
Комментарии