Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

О реализации программы развития образования – от первого лица

Учительская газета, №48 от 27 ноября 2012. Читать номер
Автор:

Татьяна Васильевна Воробьева, исполняющая обязанности директора лучшего столичного лицея №1535: «Мы не делаем ничего особенного. Это результат качественной работы преподавательского состава, только и всего».

– Татьяна Васильевна, а как вы считаете, почему ваш лицей лучший?- Наш лицей второй год подряд находится на первом месте в списке лучших лицеев Москвы. Однако мы не делаем ничего особенного. Это результат качественной работы преподавательского состава, только и всего. Мы просто хорошо готовим детей. Ребята зачастую без проблем поступают в выбранные ими вузы, потому что уже в лицее получают определенную профессиональную направленность. – Что помогает вам обеспечивать такой высокий уровень подготовки учеников? – Все дело в правильном выборе команды. Многие из кандидатов попросту отказываются от должности после знакомства с учебным планом – такой высокий уровень не каждый потянет. Чтобы получить работу в нашем лицее, нужно сначала пройти собеседование, потом провести открытый урок. У нас пять «физиков», преподаватели французского, немецкого, китайского и японского языков, не говоря уже о других дисциплинах. На всех профилях подготовки ребята изучают два иностранных языка: английский и второй язык – по выбору. На медико-биологическом направлении – латынь. Также мы ведем тесное сотрудничество с такими вузами, как МГУ, Высшая школа экономики, МГМУ им. Сеченова. Профессора этих университетов иногда проводят у нас мастер-классы и читают лекции. – Как вы относитесь к практике дифференцированного подхода к обучению детей с разными способностями? Иными словами, делите ли вы учеников по классам – на физиков, лириков, биологов?.. – У нас в лицее не принято делить учеников на сильных и слабых. Здесь учатся прежде всего мотивированные дети. Они ориентированы на поступление в лучшие московские университеты. Ребята получают разные оценки, но главное – это целеустремленность. В скором времени ученик будет сам выбирать предметы, которые ему по душе. Это называется индивидуальным подходом к образованию. Я не считаю, что это каким-либо образом сузит кругозор потенциального специалиста: ребятам, отказавшимся, например, от физики, все равно будут читать общий курс естествознания. Правда, такие реформы нельзя внедрять сразу. Нужно задавать новые стандарты еще с младшей школы. Так что сейчас мы находимся в стадии ожидания. – Что изменилось в вашей лицейской жизни с введением новых стандартов? – Появилась возможность создать радио, поменять формат школьной газеты. Немалая доля работы пришлась на учеников и преподавателей. Работаем также над тем, чтобы организовать лицейский новостной канал, так как благодаря программе «Столичное образование» нам удалось приобрести необходимое оборудование. Расти приходится в соответствии с новыми стандартами. Программа их четко обозначила. – Очень острая, неоднозначно понимаемая сегодня тема объединения учебных заведений – как она коснулась вас? Хотелось бы знать ваше мнение: зачем надо объединяться? – На самом деле наш лицей – это бывшая школа-интернат с углубленным изучением китайского языка. Нас называли просто – «китайский лицей». После преобразования интерната в лицей китайский язык продолжает преподаваться у нас наравне со многими другими иностранными языками.Присоединение к нам здания школы в Малом Саввинском произошло в сентябре 2008 года, задолго до того, как была разработана государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», которая предусматривает объединение нескольких учебных заведений. В этой школе на тот момент оставалось всего семь классов. Благодаря участию в предшествовавших  программах столичного образования лицей работает в двух зданиях уже шестой год. Обусловлено присоединение тем, что все школы Центрального округа по-своему хороши. Здесь большое количество специализированных учебных заведений. Большую роль также играет и экономическая составляющая. Есть хорошие школы, но в них остается по 200 человек. И объединение – это вынужденная мера. Далеко не всегда «плохое» присоединяется к «хорошему». Зачастую такое объединение под одной крышей нескольких учебных заведений придает динамику и увеличивает возможности учебного процесса. Расширенный педагогический коллектив – это и методические находки, и обсуждения, и свежий взгляд на привычные вещи. Плюсов присоединения однозначно больше, нежели минусов, даже преподавать интереснее. Вот и в нашем лицее людям интереснее работать, появилось профилирующее образование. Минусы, безусловно, тоже присутствуют, хотя это скорее всего продиктовано стереотипами: школа должна быть маленькой, ребенок может «потеряться» среди большого ученического состава. Это психологически, может быть, некомфортно для ученика. Но тем не менее позитива в этом явлении объективно больше. – Как в целом работает программа «Столичное образование»? – Нужно отметить, что программа «Столичное образование» нацелена прежде всего на помощь школам, отстающим в материальном обеспечении. Что касается нашего лицея, мы не претерпевали особой нужды, но помощь тоже потребовалась. Благодаря этой программе, вниманию Департамента образования города Москвы и его руководителя Исаака Иосифовича Калины мы приобрели интерактивные доски, ноутбуки для учащихся.Наш бывший директор Михаил Иванович Мокринский – один из составителей программы – теперь руководит всеми учебными заведениями Центрального административного округа Москвы. Он четко представляет, какие действия предпринять, чтобы она могла работать. Присоединение школ – это возможность открыть новые классы. Это и нам выгодно, и тем школам, с которыми нас объединяют. – О чем мечтает сегодня руководитель лучшего столичного лицея? – Хотелось бы больше общаться с учениками, жаль – свалилось на плечи очень много обязанностей.Хотелось бы получить пристройку к зданию в Малом Саввинском, чтобы обеспечить детей хорошим спортивным залом. Хотелось бы, чтобы ученики полностью перешли на индивидуальную систему обучения. Хотелось бы, чтобы получила широкое развитие система дистанционного обучения. Хотелось бы, чтобы молодые специалисты шли работать в школы. Хотелось бы, чтобы те задумки, которые существуют в программе, были полностью реализованы.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту