search
main
0

О развитии дошкольного, среднего общего и начального профессионального образования

Выступление министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.Г.кинелева на заседании президиума Правительства Российской Федерации 16 января 1997 года

Рассматривая проблемы, вынесенные на сегодняшнее заседание президиума правительства, я прежде всего хотел бы обратить ваше внимание на то, что Россия располагает уникальной системой дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования, в которой насчитывается 145 тысяч образовательных учреждений с контингентом обучающихся и воспитанников примерно 26 миллионов человек. В них работает около 4 миллионов воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, работников вспомогательных служб. Это 75% от общего числа всех занятых в 40-миллионной образовательной сфере. От положения дел в системе образования зависит самочувствие практически всего населения России.

Выход из сложившегося положения не может быть быстрым и простым: нужно последовательное, эволюционное реформирование системы образования с учетом того, что формирование в стране нового социально-экономического уклада и государственно-политических реалий требует проведения достаточно радикальных преобразований в структуре, содержании, экономике системы образования; методах управления ею. Именно с этих позиций мне и хотелось бы оценить сегодняшнее положение в системе дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования.

О дошкольном образовании

В последние годы состояние дошкольной системы образования характеризуется наличием весьма разнообразных и противоречивых тенденций. С одной стороны, можно утверждать, что все-таки удалось обеспечить доступность основных образовательных услуг для широкого круга наших граждан; сохранить лучшие традиции российского дошкольного образования.

Вместе с этим неуклонное увеличение из года в год количества детей, имеющих серьезные отклонения в здоровье, связанные прежде всего с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, заставляет дошкольные учреждения во все большей степени уделять внимание учебно-воспитательному процессу, направленному на коррекцию отклонений в умственном и физическом развитии детей.

В связи с этим неуклонно увеличивается сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, число которых к 1996 году достигло 1882. Однако и они могут принять лишь 48 процентов детей, нуждающихся в коррекционном образовании, и 30% детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича. Продолжает расти количество детей-сирот, в том числе социальных сирот (при живых родителях). Существующая же сеть образовательных учреждений для детей-сирот, включающая в себя 1150 учреждений различных видов, далеко не обеспечивает потребности в содержании и обучении таких детей.

Постоянно ухудшается и материально-техническая база существующих дошкольных учреждений. 28 тысяч (примерно 43%) детских садов нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте. Практически не выделяются средства на оснащение учебно-воспитательного процесса. Игрушки и книги нового поколения, учебно-наглядные пособия все менее доступны для школьных учреждений, особенно сельских.

Об учебниках

Понятно то обостренное внимание, которое проявляют различные структуры государственной и законодательной властей, проявляем все мы к формирующемуся сейчас содержанию гуманитарного образования, и прежде всего изложению в школьных учебниках истории нашего государства. Так по просьбе администрации Президента Российской Федерации министерство представило в администрацию перечень и комплект учебников по историческим и общественным дисциплинам для средней общеобразовательной школы и учреждений начального и среднего профессионального образования.

Государственная Дума недавно на одном из своих заседаний также рассматривала вопрос о содержании школьных учебников, и прежде всего изложении в них истории России. Все это связано с тем, что вольно или невольно, но именно в истории каждый из нас стремится найти для себя опору в дне сегодняшнем. Я знаком со всеми школьными учебниками по истории, и при всей их разности в них одинаково более удачно изложено то, что во времени отстоит дальше от нашего недавнего прошлого. И те замечания, которые высказываются в связи с этим их авторам, во многом справедливы.

Здесь нужны терпение и последовательность в работе по реформированию гуманитарного образования, широкое общественное обсуждение результатов этой работы, приоритетное внимание государства к осуществлению одной из важнейших своих функций – формированию у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма.

Говоря об учебниках, не могу не сказать и того, что за прошедшие пять лет на реформу всего гуманитарного образования как в средней, так и в высшей школе не было выделено ни одного рубля. Все, что сделано в этом направлении, сделано за счет урезания собственных и без того скудных средств на содержание образовательных учреждений и на пожертвования зарубежных фондов. Практическое же решение вопроса обеспечения учреждений общего образования постоянно наталкивается на отсутствие у регионов средств на оплату производства и приобретение учебников. В результате в течение последних трех лет потребности регионов в учебной литературе удовлетворялись примерно лишь на 70%. Что в этих условиях необходимо сделать? Прежде всего повысить ответственность администраций регионов за своевременное и полное обеспечение учебной литературой своих образовательных учреждений. Именно регионов, ибо вернуться к централизованному на федеральном уровне обеспечению учебниками регионов после принятия несколько лет назад Министерством образования Российской Федерации концепции вариативного образования не представляется возможным. Поэтому по мнению министерства в нынешних условиях может успешно работать лишь такая схема, при которой Министерство общего и профессионального образования проводит работу по формированию Федерального комплекта учебников и доводит его до сведения издательств и руководителей органов образования субьектов Федерации. А они уже напрямую выходят на издательства и заказывают учебную литературу в соответствии со своими потребностями.

О долгах по зарплате

Задолженность бюджетов субьектов Российской Федерации перед учителями и работниками общеобразовательных учреждений сегодня составляет уже почти 7 триллионов рублей и продолжает расти. И это несмотря на то, что в апреле-июне прошедшего года на погашение задолженности по заработной плате работникам образования субьектов Федерации было выделено 5,5 триллиона рублей. Почему же это происходит? Причины здесь разные в разных регионах, но есть одна общая и, на мой взгляд, главная.

24 августа 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации N 823 “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы” введена с 1 сентября 1995 года новая тарифная ставка (оклад) I разряда Единой тарифной сетки, а с 1 ноября 1995 года – новые более высокие тарифные коэффициенты для работников образования, здравоохранения, культуры, науки и других отраслей бюджетной сферы, однако необходимые для этого средства в бюджетах 1995, 1996 годов заложены не были. Поэтому Минфин России рассчитывался с субьектами Федерации по старой Единой тарифной сетке, а субьекты с образовательными учреждениями – по новой, тратя деньги последующих месяцев на оплату за предыдущие. Таким образом, начиная с 1 ноября 1995 года ежемесячный долг перед работниками образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д. увеличивался на 34%.

Принятое почти год спустя 3 августа 1996 года другое постановление правительства за N═927 “О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. N 823 “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы” дополнило ранее принятое постановление абзацем следующего содержания: “Дополнительные расходы, связанные с повышением тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, производятся организациями за счет и в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах, а также за счет привлечения внебюджетных источников”.

Выполнить эти два постановления правительства – значит понизить и без того мизерную заработную плату учителя. А поэтому и не выполняют, платят, как и прежде, постоянно увеличивая свой долг перед учителями. Все сказанное относится и к образовательным учреждениям, которые финансируются из федерального бюджета: вузам, техникумам, профессионально-техническим училищам, с той лишь разницей, что сразу же после выхода первого постановления Госкомвуз России, понимая, что дополнительных средств нет и не будет, разрешил вузам и техникумам переходить на новую Единую тарифную сетку только за счет внебюджетных средств, а Министерство образования разрешило профессионально-техническим училищам переходить за счет средств федерального бюджета, а потому сегодня в ПТУ точно такая же картина с выплатой заработной платы преподавателям, как и в школе. Прошедшие забастовки обозначили всю остроту этой проблемы и необходимость принятия немедленных мер по ее решению.

К тому же проект бюджета 1997 года несет в себе все недостатки бюджета 1996 года и привносит новые. Несмотря на все поручения президента, премьер-министра Минфину, Минэкономики России, средства, необходимые на выплату стипендий студентам, в проекте бюджета 1997 года не заложены. Я думаю, что все мы помним реакцию премьер-министра в ноябре месяце на выступление студентов в Санкт-Петербурге и сделанные в связи с этим обещания. Обещания не выполнены. И сегодня мы бюджетом 1997 года вольно или невольно, но программируем подобные выступления и, боюсь, в значительно более крупных масштабах.

О сохранении общедоступности образования

Актуальной для системы общего образования остается проблема сохранения сети образовательных учреждений. За последние 5 лет ввод зданий школ сократился примерно в 4 раза, в то время как контингент обучающихся вырос на 1,1 миллиона человек. Это ведет к переполнению классов, 36% школ работает в две, а то и в три смены. И это при том, что крайне неблагоприятное положение складывается со здоровьем учащихся.

По данным государственной статистики, на 100 тыс. детей до 14 лет ежегодно приходится около 67 тыс. случаев заболеваний. Ежегодно с 1994 по 1996 г. до 85% выпускников 10-11-х классов имели те или иные нарушения здоровья, в том числе хронические заболевания. Высока заболеваемость нервно-психической системы (каждый третий школьник имеет отклонения от нормы). В связи с этим и в средней школе одним из важнейших, к огромному сожалению, направлений работы является обеспечение адекватных условий не только для получения образования, но и коррекции нарушений развития, лечения, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особого внимания требует сельская школа, которая насчитывает более 40 тысяч образовательных учреждений. Основная проблема – малочисленность и малокомплектность сельской школы, отсутствие для таких школ эффективных методик обучения и как следствие снижение качества образования. Сегодня даже в сельскохозяйственных вузах число студентов из села немногим более 50%.

В этих условиях постоянного финансового дефицита и растущей дифференциации населения по уровню доходов все чаще приходится слышать предложения по расширению платных услуг, предоставляемых населению образовательными учреждениями. Это желание понятно, однако сегодня, когда 40% школьников и 75% учащихся ПТУ растут в семьях, доходы которых в расчете на одного члена семьи находятся на грани или ниже прожиточного минимума, вопрос о расширении платных услуг в большей степени носит теоретический, нежели практический, характер. Упование на то, что в ближайшие годы у нас может быть сформирован обширный средний класс, способный взять на себя основную социальную нагрузку, не только наивное, но и опасное по своим последствиям. Ибо формирование значимого в общественной и экономической жизни среднего класса, как показывает исторический опыт других народов, – это процесс, который займет не одно десятилетие, поскольку требует значительных по масштабу изменений не только в экономической сфере, но и в сознании людей.

О начальном профобразовании

В системе начального профессионального образования в последние годы накопились самые серьезные проблемы.

Во-первых, в связи с произошедшими изменениями форм собственности и резким падением уровня промышленного производства нарушились взаимоотношения между профессиональными училищами и работодателями. Они, в отличие от прошлых лет, не вкладывают средств в развитие и укрепление материальной базы училищ, не предоставляют рабочих мест для производственной практики, а также для выпускников училищ.

Во-вторых, несмотря на многочисленные поручения Минэкономики и Минтруду России, в настоящее время отсутствуют какие-либо, хотя бы приблизительные, прогнозы потребности в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов как на долгосрочный, так и краткосрочный периоды.

В-третьих, структура системы начального профессионального образования сохраняет ведомственный характер, ориентированный на подготовку специалистов отраслевой направленности. При этом абсолютное большинство училищ находится в федеральной собственности и финансируется из федерального бюджета, в то время как практически все выпускники работают в сфере интересов городов и муниципалитетов.

И, наконец, последнее – действующая в системе начального профессионального образования нормативно-правовая база устарела, она не обеспечивает эффективного функционирования учреждений и социальной защиты обучающихся и работников в новых социальных и экономических условиях.

Все эти проблемы усугубляются еще и тем, что финансирование расходов учреждений в последние годы осуществлялось далеко не в полном обьеме.

Так, например, в текущем году по системе начального профессионального образования к защищенным статьям относятся зарплата, стипендии, питание учащихся профессионально-технических училищ. Полностью в соответствии с утвержденным бюджетом профинансированы лишь заработная плата и стипендии. На питание, которое тоже относится к защищенным статьям, средства выделены лишь в обьеме 50% от плановых назначений. Еще хуже обстоят дела с финансированием незащищенных статей, которые по итогам года выполнены только на 17%. Это все вместе создало небывалую до сих пор социальную напряженность в среде начального профессионального образования. Так, только в Санкт-Петербурге из 104 учебных заведений начального профессионального образования забастовки обьявлены в 60.

В результате из-за постоянного отсутствия на протяжении ряда лет финансовых средств не развивается учебно-материальная база, не приобретаются оборудование, техника, материалы. За последние 6 лет практически не выделялось средств на учебное книгоиздание. Более 1250 училищ (32,7%) требуют капитального ремонта и реконструкции. Выход из создавшегося положения возможен лишь только на основе принятия целого комплекса взаимосвязанных мер, направленных на оздоровление обстановки в системе начального профессионального образования.

В этих целях Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации разработана Концепция реформирования начального профессионального образования. Основу Концепции реформирования системы начального профессионально-технического образования составляют следующие направления его структурно-содержательной перестройки и адаптации к современным условиям.

В соответствии со структурной реформой предлагается введение трех категорий учреждений: муниципальных; предприятий, фирм, корпораций; государственных федеральных и субьектов Федерации. Цель – отход от ведомственной структуры подготовки кадров.

В связи с необходимостью более эффективного использования системы начального профессионального образования в решении задач социального и экономического развития регионов предполагается последовательно до 2000 года осуществить постепенную передачу собственности и финансирования подавляющего большинства учреждений начального профессионального образования на уровень субьектов Российской Федерации, на муниципальный уровень, в собственность предприятий и организаций.

При этом часть профессиональных училищ, осуществляющая межрегиональную и межотраслевую подготовку, а также обеспечение кадрами высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики, должна остаться на федеральном финансировании и в федеральной собственности.

Предполагается осуществить изменение профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в пользу профессий непроизводственной сферы.

Будет осуществлена реформа содержания путем введения единой образовательно-профессиональной программы начального профессионального образования с вариативным обьемом содержания общего образования в целях более полного и качественного освоения профессии; завершена разработка и осуществлено введение в практику стандартов начального профессионального образования по всему перечню профессий.

В части финансирования учреждений начального профессионального образования будет введен новый механизм финансирования, который бы обеспечил многоканальное финансирование профессионально-технических училищ, включающее федеральный, региональный и муниципальный бюджеты; средства работодателей, предприятий (государственных и негосударственных); собственные средства учебных заведений; средства службы занятости; спонсорские средства и собственные средства обучаемых и их родителей.

В настоящее время пакет документов по комплексному реформированию системы начального профессионального образования представлен министерством на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.

P.S.

Итак, правительство выслушало доклад министра Кинелева о важнейших и насущных проблемах системы образования. Текст доклада был разослан по основным средствам массовой информации. Очень хочется верить, что правительство этим не ограничится и за этим последуют какие-то практические шаги. От этого зависит не только наше с вами благополучие, но и будущее страны в целом.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте