Как раньше называли педагогов и почему неправильно говорить «учительша», рассказала автор портала «Современный русский», лингвист Тамара Скок.
За привычными словами нередко скрывается особый смысл, который помогает лучше понять специфику работы наставников. Например, отглагольное существительное учитель (от учить), ведет свое происхождение от древнерусского «укъ» – «учение».
Тамара Скок напоминает, что раньше учительская работа была исключительно мужской, но когда ситуация изменилась, в языке появилось новое слово – «учительница». И сегодня в селах и деревнях иногда говорят «учительша», имея в виду не только саму даму-педагога, но и супругу учителя (по аналогии с «генеральшей»). Иногда встречается проблема при образовании формы множественного числа от слова «учитель» – пишут «учители». Это устаревший вариант, он был распространен в 19 веке. Сегодня его используют лишь применительно к духовным наставникам или основоположникам учений, у которых есть последователи.
Правильная форма множественного числа существительного директор (латинское director – «руководитель», «управляющий») – директора (не директоры). К тому же, о лице женского пола стоит говорить в мужском роде – директор. Варианты «директриса» и «директорша» допустимы лишь в разговорной речи.
Иногда в существительном «завуч» теряют букву «В» – тогда «завуч» превращается в «зауч». Это ошибка, ведь слово представляет собой сокращение от сочетания «заведующий учебной частью», оно сохраняет форму мужского рода: спросить у завуча, например.
Тем, кто хочет говорить без ошибок, Сетевое издание «Учительская газета» рекомендует читать рубрику «Грамотей». В частности, в ней можно узнать о происхождении крылатых выражений, а также о том, как избавиться от слов-паразитов, какие существуют онлайн-сервисы для написания безупречного текста и многом другом.
Комментарии