search
main
0

О профилактике негативных отношений учителя и школьника рассказали в РАО

Как можно освободиться от негативных переживаний в процессе работы педагога? Что необходимо знать учителю, чтобы уменьшить последствия сложных ситуаций на работе для собственного психического здоровья? На эти вопросы можно найти ответы в новом выпуске «Лектор РАО».

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

На вопросы о том, как снизить риски психологического неблагополучия и повысить психологическую устойчивость, как учителю грамотно освободиться от переживаний, рассказала член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Татьяна Тихомирова на странице РАО в социальной сети.

Татьяна Николаевна обратила внимание аудитории на психологическую профилактику негативных сценариев во взаимодействии учителя и ученика, связанных, прежде всего, с возможностями воспитательного воздействия педагога. Она рассказала о воспитательных стратегиях, которые можно применять при выстраивании отношений в реальном пространстве класса.

По ее словам, одной из важнейших задач системы образования является повышение эффективности обучения всех учеников с учетом их индивидуальных различий – от скорости переработки информации до доброжелательности и добросовестности. В целом область психологической науки, направленная на решение проблем индивидуальных различий в обучении, связываются с разработкой научно обоснованных, эффективных технологий обучения и воспитания. При этом научных исследований, посвященных изучению воспитательного потенциала учителя и эффектов того или иного воспитательного события на различные сферы психического развития школьников, не так много, как хотелось бы.

Согласно данным мониторинга РАО, среди диссертационных исследований темы воспитания, разработки воспитательных технологий, занимают незначительную часть докторских и кандидатских диссертаций, существенно уступая, например, методике преподавания иностранного языка. Проблематика воспитательного воздействия не может рассматриваться в отрыве от конкретных условий образовательной среды. Именно во взаимодействии с педагогом специальным образом организованная деятельность ученика создает необходимые условия, обеспечивающие благоприятный сценарий его развития и психического благополучия.

Фото: кадр из видеолекции РАО/ ВК

Татьяна Николаевна отметила важнейшие научно обоснованные принципы межличностного взаимодействия ученика и учителя. Они должны приниматься во внимание как исследователями, так и практиками образования. Первый ключевой момент связан с рассмотрением параметров межличностного взаимодействия в образовательной среде как уникальных для каждого ученика. Даже для тех детей, которые обучаются в одном классе, взаимодействуют с одним учителем и одинаковой группой сверстников, особенности межличностного взаимодействия остаются специфическими. Принципиальным моментом в причине малого количества научных работ по данной проблематике является тот факт, что необходимо оценивать степень применения учителем аспектов межличностного взаимодействия к каждому ученику. Пример: хвалим за ответ двух учеников в равной мере, но один воспринимает похвалу как значительную, а другой ученик может воспринимать как крайне недостаточную для себя.

Второй ключевой момент, который заслуживает внимания в контексте изучения межличностного взаимодействия, это проблема неоднозначности направления наблюдаемых взаимосвязей между особенностями межличностных отношений и психическим развитием, образовательным результатом. Не только наши стратегии воспитания влияют на показатели психического развития или успешность учеников, но и собственные психологические особенности ребенка определяют и даже активно формируют особенности межличностного взаимодействия в образовательной среде. Пример: замечание на уроке делаем ученику с низким уровнем развития внимания, добросовестности, а также в большей мере контролируем его действия на уроке. Важно определить причинно-следственные отношения между особенностями взаимодействия учителя с учеником и результатами такого взаимодействия в ходе школьного обучения.

Третьим ключевым моментом является прикладное значение научного поиска тех аспектов воспитательного воздействия учителя, которые в наибольшей степени оказываются связанными с желаемым результатом – развития или обучения. Также важно определить долгосрочные связи. Реализация этого принципа становится возможной в период начального школьного обучения, когда все занятия ведет один и тот же учитель.

Фото: пресс-служба Министерства просвещения

В одном из научных исследований, которое длилось 4 года, в период обучения в начальных классах изучена структура воспитательного воздействия учителя. В фокусе внимания был показатель воспитательного воздействия учителя по отношению к каждому ученику, зафиксирован в начале первого года школьного обучения. На основе данных статистического анализа – применялись методы математического анализа – представляется возможным говорить о трех категориях воспитательных воздействий в структуре межличностного взаимодействия учителя и ученика.

Первая категория – эмоциональная поддержка, она включает показатели воспитательного воздействия учителя, связанные с удовлетворением потребности и желаний ученика, разрешением эмоционального самовыражения, поощрением общения ребенка со сверстниками и предоставлением выбора ученику в процессе учебной деятельности. Вторая категория – стимулирование познавательной активности, она объединяет, с одной стороны, положительное отношение к поступлению информации, поощрение исследовательской деятельности ученика, поддержку самооценки школьника и предоставление ему выбора. С другой стороны, эта категория подразумевает предъявление требований и относительно невысокий уровень самостоятельности ученика. Третья категория – контроль, она объединила такие показатели воспитательного воздействия, как наличие запретов и наказаний за проступки учеников, очень высокий уровень требований и практическое отсутствие у ученика выбора.

В своем исследовании ученые оценили влияние этих категорий воспитательного воздействия учителя на познавательное развитие ученика в ходе дальнейшего начального обучения. Так, две воспитательные стратегии оказывают статистически достоверный вклад в особенности познавательного развития. Это стимулирование познавательной активности обучающегося и эмоциональная поддержка учителя. Важно отметить, что при этом одна из категорий воспитательного воздействия учителя – эмоциональная поддержка – оказывает влияние с наличием оптимума в средней зоне. То есть существует средний оптимальный уровень, обеспечивающий лучшие условия для познавательного развития учеников. Эти результаты ученые рассматривают с точки зрения оптимального уровня мотивации познавательной деятельности, создаваемого за счет определенной интенсивности воспитательных воздействий учителя.

Фото: пресс-служба главы и правительства Алтайского края

Вторая значимая категория воспитательного воздействия учителя – стимулирование познавательной активности учеников. Чем больше внимания уделяется увеличению общей осведомленности младших школьников, их исследовательской деятельности, возможности выбора, тем выше показатель общего интеллекта школьника к концу первого и второго года обучения.

В исследовании также проводилась количественная оценка прямой связи категорий воспитательных воздействий учителя, зафиксированных в начале школьного обучения, и более поздней академической успеваемости – четвертая четверть четвертого класса, при контроле интеллекта обучающихся. Рассчитывался средний балл оценок по математике, русскому языку и чтению. Наибольшее количество взаимосвязей с показателями успешности в школьном обучении обнаружено для категорий воспитательных воздействий учителя, связанных со стимулированием познавательной активности учеников.

При этом интересно, что воспитательное воздействие учителя, связанное с степенью контроля, оказалось статистически достоверно отрицательно связано только с успеваемостью по русскому языку, а также тестовым показателем объема словарного запаса. Эмоциональная поддержка учителя положительно связана только с успешностью обучения математике. Этот результат уже сейчас применим в контексте профилактики так называемой математической тревожности детей.

С полной лекцией Татьяны Тихомировой можно ознакомиться на странице РАО в социальной сети.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о лекции Павла Оржековского, посвященной развитию творческого мышления школьников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте