search
main
0

О пользе самоанализа. Мудрый совет. Выпуск 35

«Все, что мне нужно знать, я выучил в детском саду», – так называлась популярная книжка американского автора Роберта Фулгэма, опубликованная в 1990х годах. Многие фразы из нее сразу перешли в пословицы и поговорки. Прежде, чем заняться рефлексией и самоанализом, советую педагогам набрать в поисковике “All I Really Need to Know I Learned in Kindergarten” by Robert Fulghum.

Почитайте. Просто улыбнитесь. И задумайтесь. Вот всего лишь пара мудрых высказываний, так легко применимых к нашей школьной жизни:

Yelling at living things does tend to kill the spirit in them. Sticks and stones may break our bones, but words will break our hearts…

Don\’t worry that children never listen to you; worry that they are always watching you.

Не удивляйтесь, что я начала с книги. Возможно, она станет первым шагом для анализа собственной педагогической практики. Рефлексия и самоанализ – обязательная часть учительской работы. Проходя аттестацию, педагог готовит множество документов, включая эссе на тему «Самоанализ». Конечно, любой преподаватель знает, что часть требований по составлению и оформлению письменной работы – это бюрократическая условность. Иногда кажется, что ценные указания составлены людьми, которые никогда в жизни не стояли у доски. Однако мы все учимся сочинять различные анализы, планы и отчеты согласно требованиям чиновников, иначе наше заявление не будет рассматриваться. Но удивительно: по ходу дела становится понятно, что самоанализ и рефлексия, подробный разбор собственной деятельности на самом деле приносят пользу! Хорошо, убедительно написанное эссе не только помогает подтвердить существующую категорию, но и дает основания для заявления на более высокую ступень. Систематизируя свою работу, вы можете заметить, что многие проблемы обретают иное освещение. Часть найденных решений можно применить на практике сразу, а часть отложить на будущее.

О чем стоит задуматься, анализируя свою работу?

– О том, что подростки, наши ученики, когда-нибудь станут взрослыми. Да, сейчас они считают себя умнее нас, зачастую с презрением или высокомерием воспринимают наши советы. Но постепенно они поумнеют и поймут, что с нами можно нормально общаться. Часть нашей работы – помочь им стать достойными членами общества.

– Важно думать о прошедшем дне, о четверти. Что сделано, что не удалось и почему, что нас ждет завтра?

– Бывает, школьный день не удался. Вы прекрасно все объяснили, а ваш класс провалил контрольную. Ученики хорошо пересказывали тему  – и почти все замолчали, когда завуч пришла проверять результаты. Тема, которую вы так старательно разработали, которая вам казалась такой увлекательной, оставила класс равнодушным. Даже ваша замечательная презентация не вызвала ожидаемой реакции… Не впадайте в депрессию. Помните, что причины неуспеха могут быть самыми неожиданными, иногда они не имеют ничего общего ни с вами, ни с вашим предметом.

– Полезно помнить: если вы не находите в себе сил, энергии для немедленного самоанализа, дайте себе отдых! Полезно установить день, час, когда вы не думаете о работе, не пытаетесь понять, почему Ваня или Маша неадекватно себя ведут. Почитайте книжку, посмотрите любимый сериал, погуляйте, повозитесь на кухне. Не позволяйте работе перевешивать вашу личную жизнь; условно говоря, не «берите» учеников с собой в отпуск или на дачу. Если вы дадите себе передышку, ваш мозг отдохнет. Мысли перестанут ходить по кругу, и возможно, решения придут к началу новой недели или нового учебного года.

– По моим наблюдениям, ни учащиеся, ни их родители не осознают простую истину: если у нас, педагогов, есть семья, то наши заботы и волнения совпадают с их переживаниями. Мы не можем разговаривать с учениками так же, как мы говорим со своими детьми. Но возможно, стоит поговорить с родителями на собрании о том, что вызывало вашу тревогу, предложить им вместе подумать над решениями, выработать единую линию поведения.

– Одна из наших самых сложных задач – «держать лицо», сохранять внешнее спокойствие в любой ситуации. Мы входим в класс, готовые к уроку. Но сегодня в любую минуту может последовать внезапный громкий вздох, даже вскрик. Дети потихоньку проверяют социальные сети, новости. «Стрельба в Париже, много погибших! Взрыв в аэропорту в Брюсселе, есть жертвы!» Что делать? Игнорировать тревожные новости, настаивать на том, что мы здесь заняты своими четырьмя навыками – Reading, Writing, Listening, Speaking? Или помочь детям пережить эмоциональное потрясение? Стоит посоветоваться с умным психологом, чтобы знать, как вести себя в подобных ситуациях.

– Полезно перед началом рабочего дня просматривать новости, находить что-то положительное, забавное и приносить ссылки с собой в класс. Нужно объяснять детям, что в мире происходит много хорошего, интересного. Почему, например, у английской королевы два дня рождения? Один из них празднуется 21 апреля, в этом году Елизавете II исполнилось 90 лет. Второй раз ее день празднуется в июне, королева приглашает на чаепитие в саду при королевском дворце тысячу гостей. Интересная и очень английская тема.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте