Методическое объединение учителей русского языка и литературы школы № 5 города Сегежи, который находится в Карелии, вот уже несколько лет занимается проблемой чтения современных подростков. Учителя находятся в постоянном поиске таких форм и методов работы, которые приобщают школьников к прекрасному миру книг.
Дважды, например, встречалась с ребятами замечательная карельская поэтесса Елена Сергеевна Харламова. Её творчество так вдохновило Ольгу Владимировну Коновалову, учительницу литературы, что она провела два мастер-класса для учеников 4 «Б» и 4 «В» классов и для 25 коллег школы и района, целью которых было воспитание умного и проницательного читателя.
На уроке был представлен оригинальный приём работы с текстом: детям нужно было придумать историю, которая могла бы произойти с литературными героями, просмотрев ролик, выполненный с использованием технологии stop-motion. А потом эти же кадры сопровождались чтением стихотворения Е.Харламовой. Для анализа была выбрана сказка «Про Поганку Бледную – сеньориту вредную». Ролик, который специально к этому уроку сделал Виталий Меньшиков, учитель информатики, лауреат конкурса «Учитель года Карелии-2007», созданный по технологии stop-motion, вызвал восторг и у детей, и у коллег. Рисунки для ролика талантливо выполнила ученица 9 «А» класса Полина Сизикова.
Использование этого приёма позволило детям понять характеры героев. История ребят совпала с мыслями Елены Сергеевны. Ребят увлекла также стихотворная форма сказки. О чём они только не рассуждали! И почему жених из Франции, а не из России, и почему Поганка вредная. Особенно оживлённо обсуждался вопрос об адресатах этого стихотворения. Для кого же написано? Для детей? Взрослых?
Интересно проходила работа над восстановлением стихотворений. Ребята почувствовали себя настоящими поэтами! Нужно было отгадать загадку «Ему на храненье немало дано: монеты, …, билеты в кино. Ещё… Пистолет и значки, … И перчатки, … и очки». 15 ответов – банк, сейф, сундук, шкаф… А это – карман. Что может оказаться в карманах? Конфеты, и дети получили их.
Итог урока был просто отличный – и школьникам, и взрослым захотелось познакомиться с другими стихами автора. Интернет позволил полистать книгу «Есть девочка Однажды». После знакомства со стихотворением «Шарик» дети получили в подарок воздушные шары. Ребятам было предложено сформировать собственное отношение к содержанию урока. Для четвероклассников это было непростое заданием, но ребята справились и с ним.
Второй год учителя русского языка и литературы нашей школы работают над проектом «Читающая школа № 5». Много задумок, много проблем, но предложения учителей находят живой отклик в душах детей. Все с нетерпением ждут подведения итогов «Праздника Книги и Ромашки», который состоится во вторник, 14 мая.
Фото Виталия Меньшикова
Комментарии