search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

«О, молодые генералы своих судеб…»

«От воспитания молодого поколения зависят судьбы империи». Эти слова, принадлежащие Аристотелю – наставнику Александра Македонского, и со времен античности до наших дней не потеряли своей актуальности.

В ​настоящее время тем не менее акценты в учебно-воспитательном процессе в системе образования смещены в сторону приоритетности учебного. Введение единого государственного экзамена, образовательных стандартов, объективная необходимость повышения качества образовательных результатов – все это оставляет в общеобразовательных учреждениях значительно меньше места и времени для организации воспитывающей деятельности. Несмотря на давно и прочно укоренившееся восприятие учителя не только как человека, дающего знания, но и как воспитателя, формирующего личностные качества, мотивационно-целевые установки и мировоззренческие ориентиры учеников, нынче школьный учитель в силу объективной реальности прежде всего отвечает за образовательные результаты. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно делегировать результаты воспитывающей, социализирующей, личностно-формирующей деятельности учреждениям дополнительного образования детей.Конечно, можно предположить, что активная и насыщенная внеурочная и внешкольная деятельность будет отвлекать от учебного процесса и получения качественных знаний. Но подобное предположение могло бы нести в себе некоторое рациональное зерно при условии стопроцентной устойчивой мотивации школьников к достижению образовательных результатов и нацеленности исключительно на учебу. На самом деле это далеко не так. У школьников (в большей степени младших и средних классов, в несколько меньшей – старшеклассников) остается достаточно свободного времени, которое не только педагогически целесообразно, но и необходимо заполнять дополнительным образованием и насыщать разнообразной творческой, социально-активной, развивающей, воспитывающей и формирующей деятельностью. Нельзя вытеснять воспитание из образовательной среды, поскольку никакой другой позитивной и действенной среды для реализации процесса воспитания нет. Зато есть масса «конкурентов», которые вполне способны и готовы увести детей на пути, ведущие к экстремизму, агрессии, депрессии, девиации, зависимости от вредных привычек. И чем более мы ослабляем педагогическое воздействие и взаимодействие в воспитательных целях, тем активнее действуют «конкуренты».Перед учреждениями дополнительного образования в настоящий момент прежде всего стоит задача профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки. Безусловно, это нужно и важно, но не менее важно творческое развитие, формирование активной гражданской позиции, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, создание условий для присвоения общечеловеческих моральных ценностей и позитивных целевых установок. В системе дополнительного образования за годы ее становления в этой области накоплен значительный опыт и потенциал. Понятия – обученный человек и образованный человек – не тождественны. И странно было бы надеяться, что личность может как-нибудь сформироваться сама по себе, без приложения педагогических усилий, вернее, именно что может сформироваться как-нибудь. Недостаток знаний при желании можно скомпенсировать, можно успеть выбрать профессию и подготовиться к ней, но восполнить недостаток воспитания крайне трудно и практически невозможно. Недостаток знаний восполняется в образовательных учреждениях, недостатки воспитания – в исправительных.В Центре детского творчества «Матвеевское» в течение многих лет разрабатывают и реализуют различные программы и проекты, направленные на формирование гражданской идентичности, экологической культуры, навыков безопасности жизнедеятельности, опыта активного социального действия и взаимодействия, воспитания толерантности и взаимного уважения между людьми разных национальностей и культур и, конечно же, патриотического воспитания, такие как проект «Поколение», проект по воспитанию толерантного отношения к сверстникам разных национальностей «Я не чужой», проект «Герои среди нас», программа «Семейное воспитание основ безопасности». В этом учебном году при поддержке муниципалитета района Очаково-Матвеевское стартовала навстречу 70-летию Победы трехлетняя программа патриотического воспитания и спортивной подготовки допризывной молодежи «Я – гражданин и защитник России». К участию в работе над программами и проектами привлекают не только воспитанников учреждения, но и учащихся школ района и округа.Ярким, красивым и значимым событием в системе целенаправленной работы по патриотическому воспитанию стало торжественное открытие в мае на территории Центра детского творчества «Матвеевское» бюста прославленного героя Бородинской битвы генерал-майора Александра Ивановича Кутайсова. Бюст героя был подарен нашему Центру в юбилейный год 200-летия Отечественной войны 1812 года за активное участие в патриотическом воспитании молодого поколения в рамках проекта «Аллея Российской Славы» (автор проекта – Михаил Сердюков, автор бюста генерала Кутайсова – скульптор Владимир Колесников, ставший теперь добрым другом нашего Центра). На праздник по случаю открытия памятника собрались воспитанники военно-патриотических, военно-исторических и военно-спортивных клубов, участники детского движения Москвы, к ребятам приехали именитые гости – писатели, художники, скульпторы, представители духовенства, члены историко-патриотического клуба «Багратион», потомки героев войны 1812 года. Среди них – член правления общества «Знание» России, ответственный секретарь общественного совета по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Александр Подмазо, член Союза писателей России, почетный житель Куркино, автор памятника крепостным крестьянам-ополченцам, участникам Бородинского сражения Виктор Коростышевский, Геннадий Готовцев, писатель, потомок участников (всего в роду Готовцевых их было пятеро) Отечественной войны 1812 года, потомок участника Бородинского сражения князя Владимира Николаевича Козловского Игорь Козловский. Педагоги и учащиеся Центра приготовили к открытию памятника театрализованное представление в костюмах эпохи и концертную программу, где звучал в том числе знаменитый романс на стихи Марины Цветаевой, строка из которого «О, молодые генералы своих судеб» стала как бы лейтмотивом всего праздника. Александр Кутайсов в 12 лет получил чин капитана, прославившись в сражениях, завоевал абсолютный авторитет в армии и погиб на Бородинском поле в 28 лет – достойный пример короткой, но яркой и замечательной жизни, целиком и без остатка посвященной и отданной Отечеству. Не случайно открытие памятника этому вечно молодому генералу, герою 1812 года происходило в мае – всего две недели спустя после празднования нашей Победы в Великой Отечественной войне. В этом событии – символизм взаимосвязи эпох и поколений, эстафета мужества, героизма, доблести, чести и беззаветной любви к своей Родине. Эстафета, которую мы обязательно должны передать нашим детям для того, чтобы они прежде всего ощущали себя гражданами России и только потом – всего мира.Еще в 12-м годуПисал один капрал французский,Что значит воевать по-русски,Когда на общую бедуВстают в штыки и стар и млад.Воюют женщины и дети.Такой народ, где всяк – солдат,Не победит никто на свете.«Сражались мы, – писал капрал, -С младенцами и стариками.В России каждый воевал,И даже голыми руками.Mon Dieu, мой Бог, мой генерал!Мы еле ноги уносили!»Французский так сказал капрал:- Нельзя завоевать Россию.Светлана МИХАЙЛОВА, директор Центра детского творчества «Матвеевское», почетный работник образования, член Союза писателей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте