search
main
0

«О, молодые генералы своих судеб…»

«От воспитания молодого поколения зависят судьбы империи». Эти слова, принадлежащие Аристотелю – наставнику Александра Македонского, и со времен античности до наших дней не потеряли своей актуальности.

В ​настоящее время тем не менее акценты в учебно-воспитательном процессе в системе образования смещены в сторону приоритетности учебного. Введение единого государственного экзамена, образовательных стандартов, объективная необходимость повышения качества образовательных результатов – все это оставляет в общеобразовательных учреждениях значительно меньше места и времени для организации воспитывающей деятельности. Несмотря на давно и прочно укоренившееся восприятие учителя не только как человека, дающего знания, но и как воспитателя, формирующего личностные качества, мотивационно-целевые установки и мировоззренческие ориентиры учеников, нынче школьный учитель в силу объективной реальности прежде всего отвечает за образовательные результаты. Поэтому, на мой взгляд, целесообразно делегировать результаты воспитывающей, социализирующей, личностно-формирующей деятельности учреждениям дополнительного образования детей.Конечно, можно предположить, что активная и насыщенная внеурочная и внешкольная деятельность будет отвлекать от учебного процесса и получения качественных знаний. Но подобное предположение могло бы нести в себе некоторое рациональное зерно при условии стопроцентной устойчивой мотивации школьников к достижению образовательных результатов и нацеленности исключительно на учебу. На самом деле это далеко не так. У школьников (в большей степени младших и средних классов, в несколько меньшей – старшеклассников) остается достаточно свободного времени, которое не только педагогически целесообразно, но и необходимо заполнять дополнительным образованием и насыщать разнообразной творческой, социально-активной, развивающей, воспитывающей и формирующей деятельностью. Нельзя вытеснять воспитание из образовательной среды, поскольку никакой другой позитивной и действенной среды для реализации процесса воспитания нет. Зато есть масса «конкурентов», которые вполне способны и готовы увести детей на пути, ведущие к экстремизму, агрессии, депрессии, девиации, зависимости от вредных привычек. И чем более мы ослабляем педагогическое воздействие и взаимодействие в воспитательных целях, тем активнее действуют «конкуренты».Перед учреждениями дополнительного образования в настоящий момент прежде всего стоит задача профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки. Безусловно, это нужно и важно, но не менее важно творческое развитие, формирование активной гражданской позиции, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, создание условий для присвоения общечеловеческих моральных ценностей и позитивных целевых установок. В системе дополнительного образования за годы ее становления в этой области накоплен значительный опыт и потенциал. Понятия – обученный человек и образованный человек – не тождественны. И странно было бы надеяться, что личность может как-нибудь сформироваться сама по себе, без приложения педагогических усилий, вернее, именно что может сформироваться как-нибудь. Недостаток знаний при желании можно скомпенсировать, можно успеть выбрать профессию и подготовиться к ней, но восполнить недостаток воспитания крайне трудно и практически невозможно. Недостаток знаний восполняется в образовательных учреждениях, недостатки воспитания – в исправительных.В Центре детского творчества «Матвеевское» в течение многих лет разрабатывают и реализуют различные программы и проекты, направленные на формирование гражданской идентичности, экологической культуры, навыков безопасности жизнедеятельности, опыта активного социального действия и взаимодействия, воспитания толерантности и взаимного уважения между людьми разных национальностей и культур и, конечно же, патриотического воспитания, такие как проект «Поколение», проект по воспитанию толерантного отношения к сверстникам разных национальностей «Я не чужой», проект «Герои среди нас», программа «Семейное воспитание основ безопасности». В этом учебном году при поддержке муниципалитета района Очаково-Матвеевское стартовала навстречу 70-летию Победы трехлетняя программа патриотического воспитания и спортивной подготовки допризывной молодежи «Я – гражданин и защитник России». К участию в работе над программами и проектами привлекают не только воспитанников учреждения, но и учащихся школ района и округа.Ярким, красивым и значимым событием в системе целенаправленной работы по патриотическому воспитанию стало торжественное открытие в мае на территории Центра детского творчества «Матвеевское» бюста прославленного героя Бородинской битвы генерал-майора Александра Ивановича Кутайсова. Бюст героя был подарен нашему Центру в юбилейный год 200-летия Отечественной войны 1812 года за активное участие в патриотическом воспитании молодого поколения в рамках проекта «Аллея Российской Славы» (автор проекта – Михаил Сердюков, автор бюста генерала Кутайсова – скульптор Владимир Колесников, ставший теперь добрым другом нашего Центра). На праздник по случаю открытия памятника собрались воспитанники военно-патриотических, военно-исторических и военно-спортивных клубов, участники детского движения Москвы, к ребятам приехали именитые гости – писатели, художники, скульпторы, представители духовенства, члены историко-патриотического клуба «Багратион», потомки героев войны 1812 года. Среди них – член правления общества «Знание» России, ответственный секретарь общественного совета по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года Александр Подмазо, член Союза писателей России, почетный житель Куркино, автор памятника крепостным крестьянам-ополченцам, участникам Бородинского сражения Виктор Коростышевский, Геннадий Готовцев, писатель, потомок участников (всего в роду Готовцевых их было пятеро) Отечественной войны 1812 года, потомок участника Бородинского сражения князя Владимира Николаевича Козловского Игорь Козловский. Педагоги и учащиеся Центра приготовили к открытию памятника театрализованное представление в костюмах эпохи и концертную программу, где звучал в том числе знаменитый романс на стихи Марины Цветаевой, строка из которого «О, молодые генералы своих судеб» стала как бы лейтмотивом всего праздника. Александр Кутайсов в 12 лет получил чин капитана, прославившись в сражениях, завоевал абсолютный авторитет в армии и погиб на Бородинском поле в 28 лет – достойный пример короткой, но яркой и замечательной жизни, целиком и без остатка посвященной и отданной Отечеству. Не случайно открытие памятника этому вечно молодому генералу, герою 1812 года происходило в мае – всего две недели спустя после празднования нашей Победы в Великой Отечественной войне. В этом событии – символизм взаимосвязи эпох и поколений, эстафета мужества, героизма, доблести, чести и беззаветной любви к своей Родине. Эстафета, которую мы обязательно должны передать нашим детям для того, чтобы они прежде всего ощущали себя гражданами России и только потом – всего мира.Еще в 12-м годуПисал один капрал французский,Что значит воевать по-русски,Когда на общую бедуВстают в штыки и стар и млад.Воюют женщины и дети.Такой народ, где всяк – солдат,Не победит никто на свете.«Сражались мы, – писал капрал, -С младенцами и стариками.В России каждый воевал,И даже голыми руками.Mon Dieu, мой Бог, мой генерал!Мы еле ноги уносили!»Французский так сказал капрал:- Нельзя завоевать Россию.Светлана МИХАЙЛОВА, директор Центра детского творчества «Матвеевское», почетный работник образования, член Союза писателей

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте