25 сентября начались первые конкурсные испытания. Для одних конкурсантов это учебное занятие, для других – методическое объединение. О последнем стоит рассказать особо. Изложение своего опыта перед малым жюри, львиную долю которого составляют участники конкурса разных лет, – не такое простое дело…
В коридорах школы ходят бледные от бессонной ночи, проведенной за подготовкой к семинару, участники и интересуются друг у друга тайком: а жюри доброе? Какие вопросы задают? Кто больше всего спрашивает? Если коллега отвечает, что вопросы доброжелательные, содержательные – немного успокаиваются. Но все равно волнительно, особенно тем, кому выступать в конце списка. Инна Черенкова, учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга, завершает выступления одной из групп, тем не менее, ее это не смущает. Она с улыбкой говорит, что ее появление, несомненно, обрадует жюри, ведь затем наступит время отдыха.
Конкурсант советует конкурсантке взять с собой стакан с водой – во время изложения своей концепции горло пересыхает, и голос готов предательски потеряться. Вот кто-то ругает себя, что слишком быстро излагал материал, завершил выступление раньше времени. А другой участник был прерван на полуслове звонком. Мало кто из конкурсантов, к сожалению, имеет возможность послушать коллег, хотя во время испытания «Методическое объединение» это разрешается, – или надо готовить собственную речь, или, отстрелявшись, думать о завтрашнем уроке.
Трудно сказать, какое выступление было самым интересным. Один учитель сумел интересно подать цельную систему работу, другой любопытно рассказал о методической «изюминке», третий живо ответил на вопросы жюри, оторвавшись от листика с изложением теории.
Ольга Боброва, учитель русского языка и литературы из Ростовской области, идет на урок не просто с темой, а со «жгучей» проблемой. «Жгучие» вопросы помогают приблизить учеников к классическим текстам, которые, казалось бы, написаны давно и не о них. Используя метод проектов, Ольга Борисовна предлагает своим ученикам коллективное создание гипертекстов. А после уроков она ведет поэтический клуб для школьников. Вот где место для настоящего сотворчества, основа которого – настоящая поэзия и любовь педагога к литературе.
Историк Наталья Чеканова из Алтайского края не только на уроках общается со школьниками. Важный элемент воспитания и образования – внеурочная деятельность, проектно-исследовательская (НОУ, дискуссионный клуб), профильные и предпрофильные курсы. А еще социальные проекты – помощь детскому дому и ветеранам, организация кампании против наркотиков, работа в составе Молодежного парламента города Бийска, участие в акции «Мы за чистый город!». Наталья Викторовна процитировала Дмитрия Менделеева: «Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества». И добавила от себя: «Я стараюсь готовить таких выпускников».
Учитель биологии из города Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа Мария Синенко иногда приносит в класс… лабораторных крыс. Их подарил школе научно-исследовательский институт. «Крысы – сильнейший толчок для возникновения интереса к предмету, – рассказывает Мария Владимировна. – Мы изучали на них влияние магнитных полей на здоровье человека. Наблюдали, как себя чувствуют животные во время магнитных бурь. И когда была тема «Млекопитающие», я приносила крыс в коробках, дети их рассматривали. В другой раз ребята, нацеленные в ветеринарный вуз, их лечили».
Небольшая, но весьма симпатичная деталь от учителя информатики из Республики Дагестан Магомедшапи Дибирова. Его методическая идея выражается очень коротко: одной буквой и одной цифрой – F1. Если помните, на клавиатуре компьютера это кнопка, с помощью которой можно вызывать «Справку», помощь. «Учитель дает базу. Опираясь на нее, дети могут самостоятельно решать задачи. За счет такого механизма достигается результат», – говорит информатик.
Наталья Чуланова, учитель русского языка из Саратова, делает три шага на пути к успеху изучения родного языка. Первый призван заинтересовать. Для того, чтобы его сделать, нужна технология развития критического мышления, коллективные формы учебной деятельности – уроки-соревнования, уроки-игры, уроки-конференции, уроки-семинары. Шаг второй – «Вовлечь!». Здесь пригодятся информационно-коммуникационные технологии – компьютерные тесты, электронные учебники и конспекты уроков, презентации к урокам, обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, дистанционное обучение, интерактивная доска. Наконец, третий шаг – «Раскрыть!». Это помогает сделать система дополнительного образования, в том числе школьная театральная студия «Версия», кружок «Юные журналисты», газета «Лицейский вестник».
Учитель технологии из Ивановской области Евгений Васин – большой поклонник программирования на Delphi. Он написал электронный учебник ««Юноше, решившему стать мастером», которое ребята сначала используют в школе, а став выпускниками – как пособие для домашнего мастера. В другом учебнике, «Страна мастеров» для 5 класса, собраны развивающие компьютерные игры, благодаря которым мальчик легко усваивает теорию предмета «Технологию». А придя в класс, занимается отработкой практических навыков. Это развивает навыки самообразования и экономит учебное время.
26 сентября конкурсантам, которые демонстрировали опыт работы, предстоит доказать на деле все теоретические посылы. Ведь смотреть учебные занятия будут те же судьи, что слушали накануне методическую часть.
Комментарии