Студент 3-го курса литературного факультета Московского государственного педагогического института Михеев проходил недавно педагогическую практику в одной из московских школ. Урок русского языка. Михееву требуется срочно подобрать несколько фраз для разбора. Он на секунду задумывается и вдруг, к великому восторгу своих пятиклассников, начинает диктовать отрывки из… модных сердцещипательных цыганских романсов.
То обстоятельство, что Михеев предпочел Козина Пушкину и Гоголю, не случайно. Оно свидетельствует о том, что где-то в мозговых клеточках у этого студента прочно и основательно отложились мотивы и тексты из эстрадного репертуара, а для классической литературы места не нашлось.
Зачет по западной литературе в Московском педагогическом институте иностранных языков. По ходу изложения упоминается Екатерина II. Экзаменующаяся студентка утверждает, что Екатерина жила в XVI веке.
– Позвольте, – говорит преподаватель, – но ведь она же из династии Романовых!
– А что такое династия? – недоумевающе вопрошает студентка.
Студента Л. – третьекурсника литературного факультета МГПИ – на экзамене по литературе спрашивают:
– Скажите, кто же все-таки был Пугачев?
– Разночинец.
– Когда было восстание Пугачева?
– После Бориса Годунова.
– Когда же именно?
– При феодализме.
В библиотеке крупнейшего педагогического вуза – МГПИ мы ознакомились с тем, что читают студенты, каковы их запросы, какой литературой они больше всего интересуются. Впечатление осталось довольно неприглядное. За 5 месяцев текущего учебного года в библиотеку обратилось всего 268 студентов физико-математического факультета, взявших 2.246 книг (по преимуществу учебных). Из этих книг только одна оказалась книгой исторической. В беллетристике наибольшим успехом пользуется авантюрный роман и особенно какая-то донельзя затрепанная книжонка под заманчивым названием «Морфинистка». Эта книга буквально переходит из рук в руки…
Мы не склонны делать из всех этих фактов преждевременные выводы и обобщения. Среди будущих учителей – сейчас питомцев педагогических вузов – немало замечательных юношей и девушек. Вот, например, аспирант по кафедре западной литературы тов. Овсянников. Он только в прошлом году окончил МГПИ. Это – рядовой студент, все 4 года учебы проживший на стипендию в студенческом общежитии, не имевший за все это время никаких особых льгот и привилегий. Что же мы узнаем о тов. Овсянникове? Тов. Овсянников сдал государственные экзамены на «отлично». И этому не помешало то обстоятельство, что во второй, самой ответственной половине 1938-1939 учебного года он успел побывать 25 раз в театре и много раз на концертах в Большом и Малом залах консерватории. Библиотечный абонемент тов.Овсянникова сплошь испещрен записями выдачи книг. За 6 месяцев тов.Овсянников взял свыше 100 книг. Среди авторов – Сервантес, Шекспир, Луначарский, Ницше, Додэ, Диккенс, Фейербах, Софокл, Гегель.
Таких студентов, как Овсянников, повторяем, у нас много. Они не какие-то «вундерстуденты», они – простые советские люди. И это обстоятельство только подчеркивает мысль, что не многие, а буквально каждый студент может и должен быть культурным.
Отчего же все-таки довольно значительная часть студенчества не только не отличается этими качествами, но, наоборот, обнаруживает узость мысли, интересов, запросов, знаний?
Вот что нам рассказал студент-историк областного педагогического института тов. Бавер.
– Когда я учился в 336-й школе г.Москвы, мы, одноклассники, частенько собирались по вечерам на дому. Шли горячие, увлекательные споры о театре, о новых достижениях в технике, об исторических событиях. Но вот мы окончили школу и разбрелись кто куда. Один стал историком, другой – математиком, третий – студентом-транспортником. Несколько раз и теперь, будучи уже второкурсниками различных вузов, собирались вместе, но… ничего у нас не получалось. Говорим, знаете, на разных языках: литератора не волнуют вопросы математики, историка никак не интересуют точные науки. За пределами своей специальности, оказывается, мы, студенты, ничего не видим, ничем не интересуемся.
Мы пытались выяснить у студентов, у преподавателей, у руководителей вузов, у товарищей, возглавляющих в вузе общественно-политическую работу, отчего студенты мало читают, мало бывают в театрах, мало проявляют интереса к дисциплинам, выходящим за пределы их специальности. И в ответ на наш вопрос мы чаще всего слышали:
– У студентов не хватает времени.
Мы говорим о факультетской ограниченности студентов. Хочется сказать в то же время и о факультетской обособленности профессоров. Профессора и преподаватели вузов, как правило, замыкаются внутри своих факультетов. Между тем для многих из них не составило труда один-два раза в год в лучшей, самой большой аудитории института прочесть общеинститутскую публичную лекцию. В любой отрасли знаний можно найти такую тему, которая заинтересует каждого, независимо от его специальности.
Советский учитель должен быть самым культурным учителем в мире. Эту задачу призван разрешить педагогический вуз.
В.ПРОЦЕНКО
Комментарии