Культурная жизнь России продолжается: в театрах одна за одной выходят новые постановки, в кино, несмотря на сложности как с прокатом западных громких новинок, так и повторным прокатом отечественных давно любимых в народе лент, продолжают крутить свежие фильмы, жанровые и артхаусные, столичные музеи организуют новые выставки, а библиотеки и книжные полки наших книгочеев пополняются новыми изданиями. Большую помощь в этом оказывает проведение таких мероприятий, как Международная книжная выставка Non/fiction («Нон-фикшен»), которую уже давно тепло называют нонфиком.
Эту ярмарку особенно ждали, так как состояться она должна была еще этой весной, однако в итоге была перенесена на начало зимы. Связано это было с возникшими сложностями, с которыми столкнулись российские издатели в начале 2022 года. В частности, приведем выдержку из официального заявления организаторов выставки о переносе мероприятия: «В настоящее время вся книжная индустрия испытывает серьезные затруднения, связанные с недостатком бумаги, комплектующих и расходных материалов для типографий, увеличением сроков печати, логистикой, проблемой с финансами и кредитными ставками и другими организационными вопросами. Это, а также проблемы, связанные с отзывом лицензий на издание книг иностранных авторов, стали причиной того, что многие российские издатели и их зарубежные коллеги были вынуждены отказаться от участия в выставке интеллектуальной литературы Non/fiction.
И вот наконец-то 24‑я Международная книжная выставка Non/fiction состоялась! В ней приняли участие больше 300 издательств, было проведено больше 100 публичных лекций, связанных как с актуальными вопросами отечественной и мировой литературы, так и с тенденциями развития российского литературного процесса, было организовано около 400 многочисленных мероприятий для всех возрастов, начиная с презентаций новых книг и встреч с писателями и заканчивая мастер-классами по созданию обложек для будущих книг, показом документального фильма про Виктора Пелевина и даже квизом по мультипликационному сериалу «Гравити Фолз». И конечно же, было привезено больше 13 тысяч новых книг на любой вкус и цвет.
Первоначально организаторы отмечали, что в этом году Международная книжная выставка Non/fiction, несмотря на свой международный статус, пройдет без зарубежных участников. В частности, об этом заявил основатель и генеральный директор компании «Экспо-парк», создатель многочисленных известных выставочных проектов, в том числе и Международной книжной выставки Non/fiction, российский арт-менеджер и предприниматель Василий Владимирович Бычков в комментарии изданию «Российская газета»: «Non/fiction всегда была международной, с первой выставки в 1999 году. Практически каждый год кто-то был в статусе почетного гостя. Non/fiction в нынешнем году впервые пройдет без иностранных участников. Но статус международной мы не меняем, будем потихоньку поворачиваться на Восток: планируем в рамках выставки провести бизнес-переговоры с коллегами из Ирана и Китая».
Традиционно сложилось, что на любых международных выставках присутствуют участники из разных стран, в связи с чем сложившиеся обстоятельства ожидаемо вызвали если не беспокойство, то небольшую грусть: все-таки подобные мероприятия способствуют не только развитию торговли и культурных процессов, но и расширению круга знакомств, возможному сотрудничеству с коллегами из других стран, популяризации положительного образа зарубежных партнеров и диалогу культур. Потому, несмотря на отсутствие зарубежных издательств и представительства страны – почетного гостя (на 24‑й Международной книжной выставке Non/fiction ни одна из стран не приняла участие в работе мероприятия в качестве почетного гостя), отрадно было видеть, что на стендах стоят переведенные на русский язык книги зарубежных авторов: чего стоят долгожданный перевод многостраничного романа чилийского прозаика Роберто Боланьо «2666» (АСТ), книга франкоязычного политика, психиатра, философа, участника французского Сопротивления Франца Фанона «Черная кожа, белые маски» («Гараж») или журналистское расследование австралийца Гэри Нанна «Битвы с экстрасенсами», в котором автор, убежденный позитивист и скептик, описывает свой опыт встреч и сеансы с людьми, которых считают настоящими экстрасенсами (Individuum).
Но вопреки всему на протяжении всех дней работы выставки проходили мероприятия не только с отечественными авторами и участниками российского литературного процесса, но и с иностранными писателями, исследователями, переводчиками. Так, участники 24‑й Международной книжной выставки Non/fiction могли встретиться в режиме онлайн с итальянским академиком, преподавателем философии в Университете Бари Константино Эспозито, который рассказывал о своих исследованиях современного нигилизма и пытался ответить на следующие вопросы: как форма мышления, в прошлом революционная и смелая, привела нас к молчаливой константе «нет ценностей и нет идеалов»? Отрицать и ничего не искать сейчас, в сложнейших реалиях, – тупик или освобождение? Организатором мероприятия выступило издательство «Рипол-классик». Кроме того, были организованы презентации вызвавших большой интерес в странах Европы романов, в частности, английской писательницы Эми Липтрот «Момент», написанного в так называемом жанре автофикшен, в котором автор рассказывает о своей диковатой жизни в Берлине, и шведской писательницы Лидии Сандгрен «Собрание сочинений», получившего престижную литературную премию имени Августа Стриндберга. Кроме того, можно было посетить круглый стол на тему «Исландская литература в России», в качестве участников которого выступили Елена Дорофеева, куратор скандинавской серии «НорБук» издательства «Городец», Ольга Маркелова, переводчик с исландского языка, Елена Баринова, руководитель Общества дружбы Россия – Исландия, а в роли модератора выступил книжный обозреватель Максим Мамлыга, или понаблюдать за театрализованной читкой новеллы французского писателя Франка Павлоффа «Коричневое утро». В качестве режиссера выступил Саша Золотовицкий, саму новеллу читали артисты Николай Угрюмов и Даниил Шперлинг, а после читки состоялся телемост с самим автором, Франком Павлоффым, в ходе которого зрители смогли обсудить с ним увиденное и услышанное непосредственно. Модератором такой удивительной встречи была специалист по детскому чтению Екатерина Асонова.
Таким образом, несмотря на отсутствие иностранных издательств и делегаций, на 24‑й Международной книжной выставке Non/fiction удалось организовать (хоть и в дистанционном формате) встречи читателей с интересными и профессиональными западными писателями и исследователями и представить в том числе зарубежную переводную литературу, что в очередной раз подтверждает статус Non/fiction как международной выставки.
Продолжая разговор о мероприятиях, проходивших на 24‑й Международной книжной выставке Non/fiction, нельзя не отметить несколько мероприятий, связанных с современной российской поэзией. Они вызвали большой интерес у читающей, литературной России, количество участников, их посетивших, было немалым: достаточно вспомнить презентацию, которую организовало издательство «Питер», представившее сборники новых стихотворений современных российских поэтов («Родительская тетрадь» Ольги Старушко), или презентацию долгожданного третьего тома поэтической антологии «Уйти. Остаться. Жить», выпущенного издательством «Выргород» и включающего в себя подборки поэтов, ушедших в 1990‑е годы: Гоши Буренина, Янки Дягилевой, Вени Д’ркина (Александра Литвинова), Вадима Мухина, Елены Рощиной и многих других, а также биографические и литературоведческие статьи о них. В числе авторов этих статей выступили такие известные российские критики и поэты, как Ольга Балла, Данила Давыдов, Владислав Кулаков и Евгений Абдуллаев. Составители антологии – Борис Кутенков, Николай Милешкин и Елена Семенова – рассказали о слишком рано ушедших от нас поэтах, раскрыв малоизвестные стороны давно известных авторов и подарив слушателям уникальную возможность узнать новые, до недавних пор забытые имена талантливых российских стихотворцев. Важно отметить, что составители антологии делают созидательную для сохранения нашей словесности работу, продолжают нести слова тех, кого уже с нами нет, возвращают к ним читательский интерес и помогают их именам, строчкам, словам сохраниться в культурном коде, найти свое место в народной памяти.
Помимо современной российской поэзии большой интерес у участников 24‑й Международной книжной выставки Non/fiction вызвал и новый павильон «Наука». Как говорят организаторы мероприятия, этот павильон объединил в себе две зоны: торговую и лекционную. То есть любой участник мог не только полистать и приобрести заинтересовавшие его книги, но и получить новые знания, немного отдохнуть, для этого достаточно было подойти к экрану, выбрать заинтересовавшую тебя лекцию, лечь на мат и посмотреть видеозапись лекции или беседы с ученым через наушники. Интересно, что в качестве партнера лекционной программы павильона «Наука» выступил Политехнический музей, который представил свою издательскую программу. В частности, было организовано несколько публичных интервью и интерактивных лекций, а также была проведена презентация двух книг: американского нейропсихолога Майкла Газзаниги «Сознание как инстинкт. Загадки мозга: откуда берется психика», о которой рассказала ее научный редактор Ольга Сварник, и «Лаборатории химических историй», которую представила научный консультант Политехнического музея Анастасия Решетняк.
Таким образом, в начале декабря в Москве в Гостином Дворе соединились три мира: слова, знания и торговли. Объединил же их другой, гораздо более глобальный мир – мир книги. И этот мир – сложный, многогранный – открывается перед тобой, когда ты бродишь от одного стенда к другому, изучаешь представленные на них книги, прикидываешь, что тебя может заинтересовать, сравниваешь цены, общаешься с издателями и авторами, если повезет… И понимаешь: вот она, современная литература, которая куется здесь и сейчас. Вот Александр Пелевин рассказывает о своем новом романе «Гори огнем». Вот петербургский писатель Александр Мелихов на встрече с читателями искренне говорит о красоте исцеляющей и красоте убивающей. Вот Сергей Шаргунов, Елена Шубина, Дмитрий Бак, Анна Битова и Павел Крючков обсуждают творчество и новые издания произведений классиков русской прозы Юрия Казакова и Андрея Битова. Вот Захар Прилепин, Олег Демидов и Алексей Колобродов представляют новый, уже второй том полного собрания стихотворений и поэм Эдуарда Лимонова. Вот Юрий Поляков отвечает на вопросы своих читателей. А вот книги, много-много книг, совсем разных, которые хранят в себе не только знания и чувства, но и время. Впитывают его. Как мы впитываем своими глазами, ушами, сердцем. И потом, спустя годы, невольно переносимся в прошлое, вспоминаем увиденное, пережитое, открыв книгу, которую когда-то купили на книжной выставке.
Комментарии