С 26 апреля по 1 мая профсоюз проводит Всероссийскую акцию «В каждом живет учитель». В ее преддверии мы побеседовали с министром образования и науки РФ Андреем ФУРСЕНКО.
– Андрей Александрович, 26 апреля стартует акция Общероссийского профсоюза образования «В каждом живет учитель». Кого бы вы отнесли к своим учителям, о ком вы вспомните в этот день?
– В первую очередь моих родителей, бабушек и дедушек. В детстве я сменил несколько школ, и практически в каждой был учитель, который запомнился. Но самое яркое впечатление произвел на меня Иосиф Борисович Липшиц, преподававший математику в 9-10-м классах. Именно из-за него я поступил на механико-математический факультет Ленинградского госуниверситета. Он уже давно умер. Это человек, который и научил меня математике, и в значительной степени заложил характер.
Было несколько хороших учителей на мехмате. Очень много людей, у которых я чему-то учился. Есть такие люди и сейчас. Не знаю, признают ли они меня своим учеником, но я думаю о них, как о своих учителях.
– А есть люди, которых вы могли бы назвать своими учениками?
– Я думаю, эти люди сами должны сказать, что они считают меня учителем. Это слишком высокое звание. Могу сказать, что были ребята, которые вместе со мной работали в Физико-техническом институте имени Иоффе Академии наук СССР в Ленинграде. Причем я сам был очень молодым человеком, еще не защитил диссертацию. Они пришли к нам в институт студентами, а сейчас стали кандидатами и докторами наук, это уже состоявшиеся ученые. Надеюсь, что-то от меня они тоже взяли.
– Каким главным качеством, по вашему мнению, должен обладать учитель?
– Один из тех, кого я считаю своим учителем, – Феликс Дмитриевич Попов, с которым мы вместе работали в Академии наук, в свое время сказал мне важную вещь: «Ты начинаешь общаться с молодым человеком, объясняешь ему одно, второе, третье. В какой-то момент этот человек приходит к тебе и говорит: знаешь, ты все делаешь неправильно, все надо делать по-другому. И тогда есть два варианта: сказать – ты уже взрослый, двигайся сам, либо сказать – давай вместе сядем и обсудим, как нам дальше действовать». Мне везло с людьми, которых я считаю своими учителями. Каждый из них, когда я задавал какие-то вопросы, что-то предлагал, готов был обсуждать мои предложения и дальше со мной работать. Я считаю, что это главное качество учителя, когда он в любую минуту готов стать твоим партнером.
– Как вы считаете, может ли решение социальных проблем педагогов положительно повлиять на качество образования в России, или эти вещи не так тесно связаны?
– Они связаны. Человек, который учит, не должен быть униженным. Он не должен быть унижен условиями существования, условиями труда, зарплатой. Он должен уважать себя и не должен чувствовать себя обездоленным, иначе это неминуемо скажется на тех, кого он учит. Поэтому, конечно, думая о детях, мы должны думать об учителях. Но все-таки главный человек в школе – это ученик.
Комментарии