Каждый год к 1 сентября я пишу открытое письмо, обращенное к дорогим моим коллегам и друзьям. Это очень трудное и очень личное дело. Я обращаюсь к каждому (напомню, что в педагогическом коллективе у нас 380 человек), надеясь, что написанное мною легче обдумать, понять и принять, чем любую речь, произнесенную с трибуны. И каждый раз долго, мучительно размышляю: о чем на этот раз? Зачем? Как? Какие найти слова, образы, примеры? Считаю, что без этого начало учебного года будет не таким, как мне бы хотелось.
Нынешним летом долго мучиться не пришлось. Идею и тему подсказали события в Государственной Думе. Депутатская идея создать кодекс школьной или педагогической чести взбудоражила общественность. Как человек эмоциональный, любящий свое дело, свою профессию и собратьев по цеху, я в первый момент не скупилась на комментарии, благо телефоны в гимназии трезвонили наперебой. Мнением профессионалов интересовались журналисты разных телевизионных и радиостанций. Радостно, конечно, что в преддверии нового учебного года депутаты вспомнили о школе. Забеспокоились, однако, не о социальном статусе учителей и руководителей, не о здоровье их, не о пенсиях, не о судьбе сельского учителя Ильи Фарбера, наконец, приговоренного к такому большому сроку тюремного заключения по весьма не проясненному делу о взятке. Нет! Уважаемые законодатели озаботились вопросами о длине юбок, глубине декольте, особенностями макияжа! Ну как тут удержаться от иронии и сарказма! Понятно, что вопрос о том, как должен выглядеть современный учитель, далеко не праздный. Умение одеваться соответственно случаю, понимать, что можно, а главное, чего нельзя, – это, безусловно, один из признаков интеллигентного человека. Выпускник педагогического вуза должен это знать, потому что этому в педагогическом вузе нужно учить так же рьяно, как основам преподаваемых наук, как искусству педагогики, умению общаться с детьми и многому другому. В стране столько педагогических институтов и университетов, столько проблем с высшим педагогическим образованием, что депутатам, видимо, страшно к ним даже прикоснуться! Обсуждаем дресс-код! Да нет вопросов! Я сама готова надеть форменный сюртук, если и нас признают государственными служащими. Может быть, сначала все-таки следует решить, предоставляет ли школа образовательные услуги или служит государству, выполняя его заказ, обучая и воспитывая граждан нашей страны? Вопросов такого рода, я думаю, немало возникло у каждого из коллег. Очень уж часто люди, не связанные с нашей профессией, берутся наставлять педагогов, как надо учить, а врачей – как лечить… Ничего не поделаешь, самые массовые у нас профессии! И как это часто бывает, когда первая буря чувств улеглась, пришло время раздумий. Нет, есть все-таки сермяжная правда в депутатских идеях. Не им, конечно, следует заниматься составлением кодекса педагогической чести. Но это не значит, что педагогическое сообщество свободно от раздумий над тем, что мы можем себе позволить, а чего делать нельзя. Об этом написано в любом школьном уставе. Но если быть до конца честными, даже учителя не умеют читать и принимать такие документы как руководство к действию. Значит, нужны другие документы, другие слова? Начнем с того, что слова эти можно найти в самых древних книгах. Они хорошо известны любому верующему и неверующему человеку как самая значимая часть той великой культуры и мудрости, без которой жить нельзя. Это мудрость веков, мудрость народов. Кодекс, выше которого быть не может. И все-таки… Каким мог бы быть кодекс педагогической чести, принятый в гимназии №56? Очень боюсь быть неправильно понятой! Я никак не претендую на то, что плод моих размышлений может стать истиной в последней инстанции даже в моей родной школе, тем более – в каких-то других. Не беру на себя роль проповедника. Но подумать о своих заповедях, о нашей педагогической «Клятве Гиппократа», мне кажется, стоит. И об этом – мое открытое письмо коллегам, написанное в августе 2013-го.
NB! Майя Борисовна Пильдес, народный учитель РФ, директор гимназии №56, Санкт-Петербург.
Комментарии