Оптимальный возраст для первоклашек до сих пор остается актуальной темой. Родителей интересует, по каким признакам можно понять, что ребенок готов к школьному обучению. Об этом рассказала педагог и психолог Института воспитания.
Телеграм-канал Института воспитания поделился рассказом кандидата педагогических наук, психолога, ведущего научным сотрудника Анны Бояринцевой о том, на какие показатели стоит обращать внимание родителям, чтобы понять, готов ли ребенок сесть за парту.
Существуют несколько показателей, по которым можно судить о том, что ребенок способен адаптироваться к новому для него режиму и образу жизни школьника. Это мотивационная (психологическая) и волевая виды готовности, зрительно-моторная координация, а также психофизическая готовность.
Психологическая готовность к школе
О ней можно говорить тогда, когда ребенок уже осознает себя в качестве субъекта действий, субъекта в системе отношений. В это время у него появляется внутренняя позиция быть школьником. Он стремится к социальному положению первоклассника, к обучению как новой значимой деятельности. Им движет в том числе мотивация одобрения со стороны значимых для него других людей.
Чтобы закрепить желание учиться, родителям важно всячески поддерживать ребенка: рассказать о собственном детстве, показать свои фото, обсуждать и покупать школьные вещи, играть в «школу» и игры по правилам, читать и обсуждать книги о школе и учениках. Взрослые должны показывать свою уверенность в том, что учеба ребенка будет успешной, важно хвалить за успехи.
Волевая готовность
Главное здесь – уметь управлять своим поведением. Важно умение слушать, вникать в содержание того, о чем идет речь, не отвлекаться. Формировать волевую готовность можно дома разными способами. Полезны игры по правилам с постановкой цели и достижением результата. Учите сосредотачиваться на инструкции от взрослого («Повтори, что я сказал»).
Давайте ребенку домашние поручения и задания, учите планировать день, неделю, события, подводить итоги. Нужно также научить ребенка делать сознательный выбор в бытовых действиях, развить произвольность в движениях.
Мелкая моторика
Чем лучше развита мелкая моторика (движение кистей и пальцев рук), тем выше развитие речи и мышления ребенка. Родителей должно насторожить, если ребенок при раскрашивании фигуры поворачивает лист. Это может означать, что он не в состоянии менять направление линии с помощью движений кисти и пальцев. Если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата и постоянно напряжена. Если детали мелкие и линии слабые, то кисть слабая, мышцы слабо развиты. Насторожиться нужно в том случае, если ребенок держит ручку или карандаш неправильно.
Для домашнего развития моторики полезно рисовать карандашами, штриховать, раскрашивать, лепить из пластилина или глины, вырезать ножницами, делать аппликации, собирать мелкий конструктор, заниматься рукоделием, собирать мозаику, пазлы, использовать шнуровку. Важно научить правильно держать карандаш и ручку, сидеть ровно и прямо.
Психофизическая выносливость
Это способность организма выдерживать длительные нагрузки. Она тесно связана с работоспособностью, от уровня которой зависит, насколько успешно ребенок овладеет программой первого класса. Ребенку важно уметь заниматься одним делом, не отвлекаясь, в течение 40 минут. Значительное влияние на формирование работоспособности у дошкольников оказывают игры на свежем воздухе, обучение плаванию, утренняя гимнастика и соблюдение режима дня.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» делилось советом Анны Бояринцевой, как определить готовность ребенка к школе с помощью филиппинского теста.
Комментарии