О фильме «Офицеры», созданном режиссером Владимиром Роговым по пьесе «Танкисты» Бориса Васильева, написаны сотни прекрасных статей. Но сколько бы слов ни прозвучало о легендарной картине советских времен, их будет не хватать.
Хочется еще и еще раз вспомнить, как создавался фильм, как вели себя актеры во время съемок, как сложились их судьбы. Время идет, стирая из памяти факты. Расскажем о некоторых из них.
Гимн поколению защитников Отечества
Картина «Офицеры» родилась не спонтанно, но некий элемент случайности в ее судьбе все же присутствовал. Сценарий фильма известный писатель Борис Васильев написал по просьбе министра обороны СССР маршала Андрея Гречко, который однажды сказал, что кинематографу не хватает картины об офицерских женах, которые делят с мужьями тяготы военной службы.
Министр даже придумал фразу, ставшую заповедью для нескольких поколений военных прошлого, настоящего и будущего времени: «Есть такая профессия: защищать свою Родину». Правда, в картине есть обращение: взводный. В фильме эту фразу произнес бывший офицер царской армии, которого играл замечательный актер Владимир Дружников.
Как создавался культовый фильм «Офицеры»
Творческая судьба картины «Офицеры», ставшей гимном не только для военных, была не такой простой, как это кажется теперь, спустя полвека. Изначально планировали снять двухсерийный цветной фильм, но у руководства киностудии имени Горького на этот счет имелось другое мнение. Режиссер Владимир Роговой, участвующий в съемках картины «Годен к нестроевой» (1968), был неизвестен в среде кинематографистов, особого доверия к начинающему коллеге никто не испытывал. И все же режиссером взяли его. Как выяснилось, не прогадали. Дебют в качестве режиссера получился блестящим.
Борис Васильев отказался «резать» сценарий. К подготовке сюжета привлекли известного драматурга и друга писателя – Кирилла Рапопорта. В ходе сокращений исчезли некоторые эпизоды, в частности, тот, что связан с арестом героев фильма во время репрессий. Что произошло с героями в 30-е годы, зрители догадались из контекста. Односерийная картина, вышедшая на экраны 26 июля 1971 года, была черно-белой – цвет она обрела уже в начале нынешнего столетия.
Подбор главных исполнителей
Рассказывать о том, как сложно и ответственно выбирать актеров, независимо от того, какие роли будут доверены им в будущей картине – основные или второстепенные, дело бессмысленное, это понятно каждому. Сейчас, когда многие поколения цитируют главных героев «Офицеров», зная, что они скажут и сделают в следующую минуту, сложно представить, что Ивана Варавву и Алексея Трофимова могли сыграть другие артисты. Наверняка многие из них сделали бы это не менее профессионально, но кино было бы уже другое – не про тех офицеров, которые стали почти родственниками в каждой советской и российской семье.
Генералом Трофимовым мог стать Николай Рыбников, Юрий Соломин, Станислав Любшин или Евгений Жариков. На кандидатуре Георгия Юматова настоял Борис Васильев, который встречался с ним ранее на съемочной площадке.
Лихого Ивана Варавву должен был сыграть Олег Ефремов, который не смог освободиться от других проектов к началу съемок. Исполнителя роли в лице Василия Ланового нашли не сразу, но когда это, наконец, случилось, выяснилось, что Лановой и Юматов, мягко говоря, не очень дружны. Много лет назад оба пробовались на роль Павла Корчагина – героя хрестоматийного произведения Николая Островского «Как закалялась сталь». Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов выбрали Василия Ланового, которому тогда был 21 год.
Фильм Владимира Рогового сломал ситуацию, актеры стали хорошими друзьями. Дуэт Лановой – Юматов великолепен на экране. Дружба настоящих русских офицеров, рассказанная языком кинематографа, стала примером для многих мальчишек, которые подражали актерам в походке, манере говорить, шутить.
А где же Люба?
Жену Трофимова, в красные революционные штаны которого поверили миллионы зрителей черно-белой версии, мечтали сыграть многие известные актрисы. На роль пробовались Людмила Гурченко, Людмила Чурсина, Тамара Семина, Анастасия Вертинская, Светлана Немоляева, Ирина Мирошниченко.
Однако режиссер выбрал молодую и почти неизвестную тогда актрису Алину Покровскую, которая к моменту проб на роль Любы Трофимовой успела сняться всего в двух картинах – «Банкир» и «Государственный преступник». Обе вышли на экраны в 1964 году.
Попасть на съемочную площадку «Офицеров» Покровской помог его величество Случай – актриса оказалась в нужном месте в нужный час. Судьба свела ее с режиссером Владимиром Роговым в троллейбусе.
Согласившись сняться в фильме, который стал главным в ее кинематографической жизни, Алина Покровская никогда об этом не пожалела. После выхода картины на большой экран, зрители, полюбившие актрису за талант, аристократизм, утонченную красоту, назвали Покровскую «русской Гретой Гарбо», находя в чертах ее лица сходство и со знаменитой шведкой, и с француженкой Симоной Синьоре, считавшуюся в то время иконой стиля.
Любовь зрителей
В год выхода картины «Офицеры» на экран ее посмотрели более 53 миллионов зрителей. Однако счастливая прокатная судьба сложилась не сразу. Дело в том, что киночиновники, не веря в успех фильма, дали ему третью категорию, заранее предопределив путь.
Фильм вышел далеко не в лучший сезон – лето во все времена было периодом отпусков, когда пустели не только зрительные залы, шел в ограниченном прокате, без привычных афиш, привлекающих внимание. И тут подключился высший ресурс в лице маршала Андрея Гречко, точнее, его жены. Она сумела проинформировать генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева о явной несправедливости. Посмотрев картину, Брежнев пришел в восторг, а фильм получил второе дыхание.
Осенью за билетами на «Офицеров» стояли полукилометровые очереди. Люди смотрели фильм по нескольку раз, киностудию имени Горького завалили письмами благодарности, актеров встречали как героев. Иметь автографы исполнителей главных ролей считалось великим счастьем. Актеры Василий Лановой, Георгий Юматов, Алина Покровская стали всенародными любимцами.
«От героев былых времен…»
У песни «Вечный огонь», ставшей лейтмотивом военной мелодрамы «Офицеры», своя неповторимая судьба. Владимир Роговой, понимающий будущую картину лучше других, искал автора-фронтовика, прошедшего дорогами войны, знающего горечь поражений и радость побед.
Таким автором стал Евгений Агранович – замечательный советский поэт, кинодраматург, прозаик, ушедший на фронт добровольцем в 1941-м и сражавшийся до самого окончания Великой Отечественной войны. Его оружием было перо – репортажи военного корреспондента Аграновича, работавшего в газетах «Бей врага», затем – «За Сталина», солдаты читали вслух в перерывах между боями. После войны Выпускник Литературного института написал песни более чем к 150 фильмам. В их числе: «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» («Ошибка резидента»), «Сабля-любовь» («Любовь стараясь удержать…»), «Песня парашютистов» (из кинофильма «Прыжок на заре») и многие другие.
Музыку к песне написал композитор Рафаил Хозак – выпускник Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. К моменту начала работы над фильмом «Офицеры» в его послужном списке было более 10 картин: «Весенний дождь», «Сердце матери», «Зося», «Годен к нестроевой» и другие.
Для исполнения композиции, по мнению режиссера, требовался женский вокал – Алина Покровская пела ее так, что слушатели плакали едва ли не навзрыд. Позже Роговой неожиданно для всех поменял решение, и песня «Вечный огонь» прозвучала в картине в исполнении Владимира Златоустовского – второго режиссера. Он исполнил ее по-своему – камерно, искренне, душевно.
Позже песню, ушедшую в народ и ставшую известной по названию первой строки «От героев былых времен не осталось порой имен» пели Василий Лановой, Марк Бернес, Михаил Ножкин. Под эту песню, ставшую по-настоящему народной, 9 мая, в День Победы, люди вставали в строй и шли с Бессмертным полком, повторяя как заклинание: «Нет в России семьи такой, где б непамятен был свой герой…».
Комментарии