search
main
0

О, дивный новый книжный мир…

Что ждет книжную отрасль в ближайшее время

О том, что книга переживает не лучшие времена, говорят уже не первый год. И несмотря на то что в отраслевом докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям за 2019 год высказываются сдержанные оптимистические оценки книжного рынка, коронавирусный кризис, очевидно, внесет свои коррективы в любые оптимистические тенденции последних лет.

В рамках форума российских книжников, который состоялся в онлайн-формате 27 мая, в День библиотек, российские и зарубежные книгоиздатели обсудили, как избежать пессимистического сценария и что делать, чтобы вернуть докризисные показатели.

«Итоги 2019 г. свидетельствуют об укреплении положительных тенденций, складывавшихся в отечественной книжной отрасли на протяжении последних двух-трех лет. Кризисная ситуация в книгоиздании середины 2010‑х, характеризовавшаяся спадом числа выпускаемых названий и обвалом тиражей, осталась позади, отрасль вошла в состояние долгожданной стабильности и оптимизма» – такими словами начинается ежегодный отраслевой доклад «Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития» по итогам 2019 года, который был опубликован на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 20 мая 2020 года.

2019 год и правда был для книжной отрасли благоприятным – детальный анализ рынка, представленный в документе, подтверждает это. Но что будет теперь, когда большинство издательств и книжных магазинов вынуждены были приостановить работу из-за пандемии коронавируса? На сто процентов этого не может предсказать никто.

Однако кое-что уже понятно – книжная отрасль будет жить. Кто-то считает, что это будет какой-то новый дивный книжный мир. Кто-то уверен, что изменения не будут столь глобальными. Но российские и зарубежные книгоиздатели, приглашенные на zoom-встречу «Как вернуть чтение на докризисные показатели. Российский и международный опыт», солидарны в одном: книга будет жить.

Другое дело – как.

Специальный гость встречи – топ-менеджер, глава британского издательства Mensch Publishing Ричард Чаркин – считает, что книжному рынку необходима не только помощь здесь и сейчас, но и долгосрочная поддержка, ориентированная на цифровизацию отрасли. Например, инвестиции в инфраструктуру метаданных, которые будут облегчать поиск книг в Сети, а также развитие новых моделей потребления электронных книг.

Не только книга уходит в онлайн, но и сама инфраструктура книжного бизнеса. «Кризис заставил нас пересмотреть то, как устроен наш бизнес. Например, нужно ли сотрудникам приезжать в офис?..» – особо отметил Ричард Чаркин в своем выступлении.

Но как ты не переводи весь бизнес в онлайн, без государственной поддержки, видимо, не обойтись. Ричард Чаркин рассказал, что в Великобритании издательскому сообществу удалось добиться на этом поле многого: правительство предоставило «книжникам» займы с нулевой процентной ставкой, оплатило 80% заработной платы неработающим сотрудникам, снизило НДС до 0% и ввело другие налоговые льготы. Очевидно, что российские меры поддержки на этом фоне значительно уступают британским.

Представитель Ассоциации издателей детских книг Германии Ренате Райхштайн поделилась с гостями прямого эфира и слушателями неутешительной статистикой. В апреле на фоне закрытия книжных магазинов продажи детских книг в Германии упали на 47,1%. Однако сейчас, как она заверила, идет медленное восстановление. Она согласилась с Ричардом Чаркиным, что в посткарантинное время онлайн-сфера приобретает исключительную важность. По ее словам, чтобы сохранить читательский интерес, необходимо вкладываться в развитие интернет-активности писателей (например, авторское чтение произведений в режиме онлайн), разрабатывать интернет-экскурсии в мастерские художников-иллюстраторов, расширять практику предоставления пользователям бесплатного контента, выкладывая в свободный доступ отрывки из произведений.

Онлайн играет огромную роль в развитии современного книжного рынка, в этом уверен и руководитель проектного офиса НЭБ (Национальной электронной библиотеки) Павел Лушников. Он поделился своим опытом взаимодействия с читателями, по его словам, пандемия и необходимость самоизоляции привели к тому, что интерес читателей к онлайн-сервисам НЭБ вырос. В I квартале 2020 года система зарегистрировала 1236 тыс. пользователей, а во II квартале – 1120 тыс. Среди проектов НЭБ, которые наиболее интересовали читателей: «Библионочь-онлайн» (3,2 млн посетителей) и марафон «75 слов Победы» (1 млн участников).

Напомню, что НЭБ уже успела зарекомендовать себя как хорошая площадка для интернет-проектов, взаимодействующих с российским читателем в цифровой реальности. Как рассказал Павел Лушников, сейчас команда НЭБ работает над развитием новых проектов, среди которых раздел книжных памятников – оцифрованных рукописей и старинных книг, раздел «Свежая пресса» и другие. Кроме этого, уже в сентябре этого года должно заработать мобильное приложение для школьников «Свет», которое будет агрегировать книги, фильмы, спектакли, другие произведения искусства, способствующие культурному развитию детей.

Директор по дистрибуции издательства «Эксмо» Анатолий Норовяткин также отметил, что произошла онлайн-революция. Теперь, в посткарантинном мире, книжный маркетинг будет окончательно непредставим без рекламы в интернет-магазинах, социальных сетях, конкурсов и розыгрышей на различных ресурсах.

В завершение онлайн-встречи генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев привел сногсшибательные статистические данные: россияне в среднем тратят в день на чтение книг 9 минут, а на чтение в Интернете – около 2 часов.
Выводы напрашиваются сами собой.

Когда читатель уходит в онлайн, издателю просто ничего не остается делать, как следовать за ним.

Это, конечно, не значит, что бумажная книга исчезнет в ближайшие полгода, совсем нет. Но очевидно, что нас ожидают бум цифровых форматов и калейдоскоп онлайн-решений во всех областях книжной индустрии.

Иван КОРОТКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте