search
main
0

О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников

Всем родителям хочется, чтобы дети вырастали отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но в отличие от «идеальной» реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Принимая участие в интегрированном исследовательском лабораторном проекте «Дети в музее», мы ищем ответы на многочисленные вопросы влияния музейной педагогики на семейное воспитание вместе с родителями наших воспитанников. В работе с детьми мы реализуем раздел «Дети в музее изобразительного искусства» (автор Л.Пантелеева) по программе «Истоки». На занятиях по изобразительной деятельности мы ведем комплексную подготовительную работу к посещению музея, затем происходит само художественное событие – посещение музея, после этого проводятся параллельные занятия по изобразительной деятельности и развитию речи. На занятиях в изостудии дети отображают свои разнообразные впечатления от посещения музея в рисунках. На занятиях по развитию речи они сочиняют рассказы о своих впечатлениях, которые воспитатели записывают со слов детей. Из всех продуктов детского творчества оформляется выставка, а далее встает вопрос: какое продолжение в семье может получить наша работа с детьми в учреждении?

Проведенное анкетирование среди родителей на тему «Семья в музее и театре» показало, что теоретически основная масса родителей понимают ценность посещения с ребенком музеев, что родители склонны в свободное время в два раза чаще отправиться в театр, а не в музей.

На вопрос «Что препятствует желанию бывать в музее (театре)» родители ответили:

17,5% – «высокая цена билетов»;

35% – «занятость на работе»;

47,5% – «загруженность в быту»;

25% – «физическая и эмоциональная усталость».

И только 10% из всех опрошенных ответили, что ничто не препятствует регулярному посещению московских музеев и театров.

В нашем Центре развития ребенка мы апробировали эффективность различных способов взаимосвязи с практикой семейного воспитания детей и приобщения родителей к музейной педагогике. Один из традиционных методов общения с родителями – целевые беседы с ними.

Родителям детей старшего дошкольного возраста предлагается поучаствовать в организации самодеятельных игр детей в условиях семьи с элементами театрализации. Мы рекомендуем родителям обратить внимание на серию книг «Сказки о художниках» издательства «Белый город», выходящих в рамках проекта «Энциклопедия малыша». Эти книги, предназначенные для чтения взрослыми детям, могут стать своеобразными сценариями семейных игр. А для младших дошкольников это прекрасная форма знакомства с работами известных художников: яркие иллюстрации, хороший текст, эмоциональное прочтение взрослым – залог успеха первых шагов на длинном и интересном пути приобщения к прекрасному. Приобретение книг для семейной библиотеки, открыток с репродукциями известных работ художников – способ достижения успеха при посещении музеев.

Однако анкетирование родителей показало, что только в 25% семей в доме есть и активно используются в общении с ребенком иллюстрированные альбомы с репродукциями музейных коллекций. Это только кажется, что ребенок не запомнит увиденное на репродукции. Придя в музей, он получит огромное удовольствие от узнавания ранее увиденной работы, так как специальные знания, полученные при подготовительной работе перед посещением музея, только подогревают интерес ребенка. В домашней обстановке родители могут показать ребенку репродукции, в незатейливой форме объяснить, что выразил художник на картине, или дать возможность ребенку рассматривать шедевры самостоятельно. И в том и в другом случае результат не заставит себя ждать. Вспоминается один факт во время посещения с детьми зала И.Шишкина в Третьяковской галерее. Когда дети увидели картину «Сосновый бор», они проявили бурю эмоций по поводу увиденного. В преддверии поездки им не раз сообщали на занятиях по изобразительной деятельности о том, что это очень большая картина, рассказывалась история ее создания, разбиралась детально вся композиция. И при всем этом дети очень бурно и непосредственно реагировали в зале музея, когда увидели подлинную картину целиком. Педагоги сначала пытались было успокоить детей, но даже смотрители зала умиленно наблюдали за эмоциями наших воспитанников.

Одним из действенных приемов, как мы убеждаемся, стало присутствие родителей на занятиях по изобразительной деятельности непосредственно в день посещения музея. Во второй половине дня дети приходят в изостудию и, накопив массу эмоций от поездки в музей, выражают свои впечатления в рисунках. Наблюдать за ними в такие моменты очень интересно, когда это видят родители, то они проникаются страстным желанием прожить вместе с ребенком еще раз это художественное событие, но уже в своем семейном кругу.

Еще один из приемов – когда мы предлагаем родителям доверить своему ребенку на какое-то время роль экскурсовода во время посещения музея, где дети уже были с педагогами дошкольного учреждения и уже что-то знают.

Оказывая родителям поддержку в организации подобных мероприятий, мы традиционно проводим активный досуг совместно с родителями «Мы играем в музей». Цель этого мероприятия – пробуждение у ребенка любознательности, приобщение к прекрасному, понимание взрослым важности регулярных посещений музеев, несмотря ни на какие причины, которые могли бы этому помешать.

Конечно, родителям не избежать каких-то ошибок на этом непростом пути, поэтому педагоги и воспитатели в беседах с родителями рассказывают, какие именно музеи Москвы целесообразно посетить с ребенком дошкольного возраста. На активность педагогов дополнительного образования родители, как правило, реагируют взаимной активностью. Например, за советом обратилась семья: выйдя из Третьяковской галереи, сын-дошкольник сообщил: «А мне не понравилось!» Родители спрашивают, как быть дальше, в чем была сделана ошибка. Проанализировав ситуацию, обоюдно пришли к выводу, что начало познания прекрасного было организовано неудачно. На ребенка обрушилась целая лавина информации и впечатлений, так как родители с ребенком посетили большое количество залов и вышли из музея только тогда, когда ребенок уже устал. Результат успеха – дозированный подход к познанию прекрасного. Пусть это будет один зал или творчество одного художника. Наш опыт показал, что целесообразнее для семейных прогулок начинать с посещения небольших музеев-усадьб. В музеях-усадьбах дошкольнику очень комфортно: надоело гулять в лесу, парке – идешь в музей, устанешь в музее – опять на воздух и солнце. Это неутомительно даже для самых маленьких ценителей искусства. Это оправданно еще и с точки зрения того, что любовь к прекрасному начинается с любви к природе. Затем будет интересным и неутомительным посещение музея сказок «Жили-были». Для ребенка это самая доступная форма получения информации, к тому же в музей «Жили-были» лучше отправляться несколькими семьями, так как экскурсия проходит в группе до двадцати человек. Затем мы предлагаем посещение музея Востока, Третьяковской галереи и других музеев.

Все фото- и видеоматериалы, сделанные в музее и иллюстрированные детскими рассказами о поездке, вызывают у родителей много положительных эмоций. Таким образом, когда удается соединить эмоциональные переживания от посещения музея с ответными чувствами родителей, они начинают выступать реальной опорой для укрепления отзывчивости к прекрасному и более активному вхождению духовности в повседневный быт семьи.

И.ПОПОВА, руководитель структурного подразделения ЦРР – детского сада №2317

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте