Темы всех выступлений участников III Межрегиональной научно-практической конференции «Образование и здоровье», прошедшей во Владикавказе, были объединены одной идеей – как сохранить, а по возможности и укрепить здоровье участников образовательного процесса. Наука была представлена на форуме в лице ученых, работающих в вузах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Нередко исследователи всю жизнь посвящают тому, чтобы их идеи, изобретения и новации послужили многим людям. И то, что сегодня в исследованиях ученых кажется неоднозначным, завтра может стать очевидным для всех.
Виктор Бондин, заведующий кафедрой медико-педагогических дисциплин Педагогического института Южного федерального университета, рассказал о работе Центра профилактики злоупотребления психоактивными веществами в молодежной среде. Центр создан в Ростове еще в 2002 году и финансировался государством до 2005 года, благодаря этому было закуплено хорошее оборудование и аппаратура. «После прекращения государственного финансирования мы продолжили свою деятельность, но развернули ее немного в другую сторону и теперь занимаемся изучением здоровья в целом, экологией, выясняем, как те или иные факторы влияют на образовательные процессы в учебных заведениях, – рассказал Виктор Иванович. – Также изучаем влияние психоактивных веществ, которые пользуются популярностью среди молодежи, на организм человека. Во время исследований осуществляем комплексный интегративный подход: изучаем окружающую среду, качество жизни студентов, узнаем о наиболее распространенных заболеваниях в образовательных учреждениях и таким образом выявляем наиболее весомые факторы, влияющие на здоровье студентов.Где-то надо работать с техногенными факторами, где-то улучшать условия жизни, все зависит от результатов исследования. А дальше проводим математическую обработку данных. Для студентов мы уже создали модель оздоровления, в которую входят различные мероприятия профилактического и гигиенического характера. Сейчас она апробируется, например, в Педагогическом институте ЮФУ.Параллельно мы работаем со школьниками. Решили начать с наиболее проблемных в экологическом смысле школ Ростова, например, находящихся рядом с трассами. Изучаем качество жизни детей в данных условиях, определяем влияние техногенных факторов. И тогда вырисовывается картина, почему познавательные процессы у детей страдают, почему возникают психосоматические расстройства и так далее. Мы находим наиболее значимый вредный фактор. Потом ведется работа по созданию перечня мероприятий, которые исключили бы его из жизнедеятельности школы, вуза, факультета.Техногенные факторы в Ростове, крупном промышленном центре, – это в первую очередь тяжелые металлы, которые находятся в атмосфере. Самые распространенные заболевания в нашем городе – заболевания органов дыхания, они составляют почти 70 процентов. В Ростове 3 аэропорта, десятки тонн тяжелых металлов оседают на город из-за самолетов, которые летают над его территорией. Мы исследовали почву на 20-30 километров от Ростова, в ней много свинца. Много его также в овощах и фруктах нашей плодородной области.Мы также выявили, что наибольшее количество вредящих здоровью факторов приводят к психосоматическим расстройствам, практически все студенты, которых мы обследовали, ими страдают. Для изменения ситуации с ними нужно проводить различные психорегулирующие мероприятия, основанные на условно-рефлекторной деятельности человека, которые обеспечивают его возврат в нормальное состояние. Дело в том, что повышенная тревожность, которая присутствует у студентов, может привести к стрессам, а стрессовые состояния ведут к нарушениям иммунной системы, а это путь к различным заболеваниям.То есть выживать можно и в неблагоприятной среде, для этого существуют технологии адаптации. Но это в том случае, если концентрация того или иного вещества, вредного для здоровья, не слишком превышает норму. В любом случае техногенную сферу надо изменять, чтобы она не оказывала столь разрушительного влияния».В заключение Виктор Иванович призвал участников конференции к самому тесному сотрудничеству и заметил: чем больше людей будут «болеть» делом оздоровления, тем соответственно здоровее будет общество.Георгий Василиади, доктор биологических наук, профессор Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственного технологического университета), рассказал о новом способе обследования щитовидной железы. Этой проблемой ученый занимается в течение 15 лет.«Всемирная организация здравоохранения считает, что дефицит йода является одной из значимых проблем для всей планеты, его связывают с питанием. Но мы задались вопросом, почему в одной семье, где люди питаются одинаково, кто-то страдает дефицитом йода, а кто-то нет. Поэтому, проводя длительные исследования, мы решили определить, в чем же заключается особенность работы щитовидной железы. Йод, связанный с белками, превращается в глобулин, который должен приниматься щитовидной железой, а нездоровая железа его принять не может, но если улучшить функцию щитовидной железы, то йод начинает ею использоваться.Мы изобрели великолепный прибор под названием «Пирон», с помощью которого можно обследовать щитовидную железу, не делая забор крови из вены. Причем такое обследование занимает 3-4 секунды. Этот прибор успешно выявляет воспалительные процессы щитовидной железы. Также он может быть использован для выявления на ранней стадии признаков такого социально значимого заболевания, как сахарный диабет, особенно подобная диагностика важна в подростковом возрасте».Первый такой прибор уже был изготовлен на заводе в Украине, новый, усовершенствованный, будет закончен через месяц, но у команды ученого пока нет средств, чтобы его выкупить. Кроме того, «Пирону» предстоит пройти непростой путь различных экспертных оценок, сертификации, чтобы получить допуск к широкому применению.Профессор, доктор педагогических наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета Виктор Лукьяненко много лет занят осмыслением истинного предназначения общеобразовательного предмета «физическая культура». Сегодня, судя по учебным программам, образованность в области физической культуры определяется исключительно количеством подтягиваний, отжиманий, приседаний и так далее.«У меня есть данные, что в России менее 10 процентов населения занимается физкультурой регулярно, – поделился с участниками конференции Виктор Лукьяненко. – Но чтобы получить социально значимый эффект от использования средств физической культуры, этот показатель должен достигнуть 40 процентов, об этом свидетельствует международный опыт. Одна из причин, почему мы так далеки от желаемого, заключается в том, что мы не совсем тем занимаемся на уроках физкультуры. У меня разработана концепция «Модернизация системы общего среднего образования в области физической культуры в России». Она вышла отдельной брошюрой в издательстве «Советский спорт» в 2007 году.Концепция содержит, на мой взгляд, описание системы правильного преподавания физкультуры в общеобразовательных учреждениях. Это как раз и есть тот путь, идя по которому можно решить проблему оздоровления нации. Этот предмет необходимо превратить в полноценную общеобразовательную дисциплину».Как же должно быть построено обучение физкультуре в школе, по мнению профессора Лукьяненко? «В младших классах теория физической культуры не нужна, там занятия должны содержать, прежде всего, оздоровительную направленность, а в начале и в конце четверти есть смысл провести организационный урок и урок подведения итогов. Начиная со среднего школьного возраста я рекомендую чередовать: один теоретический урок в неделю, а на следующей неделе – один практико-методический урок. На нем учащихся можно научить измерять параметры своего тела, подбирать физические упражнения и так далее. И три урока в неделю должны быть практическими, то есть всего 4 урока физкультуры в неделю. А в старших классах нужно проводить еженедельно один теоретический урок, один практико-методический и как минимум три чисто практических. Тогда мы сможем решать задачи физического воспитания. Сейчас все уроки физкультуры превратили в средство активного отдыха. Но нельзя низводить базовую дисциплину до уровня подсобного средства отдыха от интеллектуальных нагрузок».Уже есть результаты использования этой концепции в одной из школ города Ставрополя. Эксперимент шел два года, за это время школьники стали более осознанно относиться к тому, что они делают на уроке физической культуры, повысилась двигательная активность детей, улучшились результаты при сдаче контрольных нормативов, повысилась успеваемость по теории физической культуры: ученики сдавали экзамен по этому предмету.«Самое главное, преподавание предмета по моей концепции позволяет сформировать у человека искреннюю заинтересованность, мотивационно-ценностные потребности, которые потом позволят использовать эти знания на протяжении всей жизни. Сейчас в большинстве случаев о физической культуре забывают за стенами школы, а если этот предмет будет выполнять общеобразовательную функцию, тогда он будет готовить, как и все остальные предметы, к жизни. Но пока мы не готовим учителей к такому преподаванию физкультуры. То есть для начала нужно, чтобы специалисты-профессионалы поняли мою идею и прониклись ею», – заключил профессор.Остается верить, что все идеи ученых, которые направлены на улучшение качества жизни, будут реализованы на практике и получат широкое применение.
Комментарии