В октябре 2014 года Россия отметит 200-летие одного из величайших своих поэтов – Михаила Юрьевича Лермонтова. С особым чувством готовится к юбилею музей-заповедник «Тарханы». Накануне здесь объявили Всероссийский конкурс для преподавателей русского языка и литературы средних школ на лучшую методическую разработку конспекта урока, внеклассного мероприятия о жизни и творчестве Лермонтова и лучшую подборку текстов диктантов, составленных на материале произведений поэта. Инициативу музея поддержали Министерство культуры РФ и Министерство образования и науки РФ.
На адрес музея было прислано более четырехсот конкурсных работ. Географический диапазон чрезвычайно широк – от Петрозаводска до Челябинска. Особенно активны были учителя сельских школ Воронежской, Самарской, Саратовской, Тамбовской областей, что говорит о трепетном отношении, глубоком интересе к лермонтовскому литературному наследию в российской глубинке.Конкурсные материалы должны были соответствовать следующим принципам: дидактическая и образовательная ценность, методическая грамотность, оригинальность педагогического замысла и решения, возможность практической реализации педагогической идеи в школьной практике. Жюри обращало внимание на творческий личностный подход к методическому решению уроков по изучению той или иной темы школьной программы, на новизну работы, оригинальность жанра, содержательность и воспитательную направленность внеклассного мероприятия, грамотность, логичность и содержательность представленного материала, наличие определенной системы в подборе материалов из лермонтовских произведений для диктанта.К каким произведениям поэта из школьной программы по литературе обращаются участники конкурса? Лидируют стихотворения «Парус» и «Бородино». Предложена масса вариантов уроков по этим лирическим произведениям. Большая часть из них оригинальна: каждый из учителей по-своему предлагает мотивировать школьников к восприятию и изучению стихотворения, выбирает из методического инструментария эффективные приемы анализа произведения, в соответствии с целями урока, своими возможностями и вкусом выстраивает аудио- и видеоряд.Значительное внимание учителя уделили и моделированию уроков по изучению стихов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел», «Листок», «Пророк», «Желанье», «Пленный рыцарь», «Выхожу один я на дорогу…». Из лироэпических произведений пальма первенства у поэмы «Мцыри».Роман «Герой нашего времени» также оказался в центре внимания словесников. Учителя выбирают погружение в текст, работу с художественной деталью, анализ психологических приемов. Такой подход требует особой формы урока. И учителя находят такую форму – это уроки-мастерские или уроки-проекты. Следует отметить, что более яркими получались заключительные уроки по изучению отдельных лермонтовских тем (например, урок-«вертушка», разработанный Л.А.Смирновой из Московской обл.). На таких занятиях учителя решались на методические эксперименты, использовали современные образовательные технологии (технологию развития критического мышления, проектную технологию, технологию мультимедиа).Особенно ярко продемонстрировали словесники интерес к средствам мультимедиа в обучении литературе. Они умело включали в урок презентации, работу с гиперссылками, онлайн-библиотеками и т. п. Такой подход стимулировал школьников на рефлексивное восприятие материала, формировал умение сравнивать и выбирать информационный материал, выводил их на уровень реализации межпредметных связей и надпредметных умений. Все это, вне сомнения, свидетельствует о готовности и способности подавляющего большинства учителей к работе в условиях современного информационного общества.Внеклассные мероприятия, представленные на конкурс, поражают разнообразием видов: литературный вечер, заочная экскурсия, КВН по произведениям Лермонтова, литературная гостиная, аукцион знаний, интеллектуальная игра, литературно-музыкальная композиция и др.При создании внеклассных мероприятий словесники исходили из того, что литература взаимодействует с дисциплинами художественного цикла, формируя вместе с ними эстетическое отношение к окружающему миру. Поэтому многообразные по жанру внеклассные мероприятия были насыщены межпредметными связями. Кроме того, многие конкурсанты использовали культурологические возможности своего города, то есть его «связи» с великим поэтом. Так, тамбовские учителя Т.В.Рыжова и Г.П.Евсеева предложили сценарий литературной гостиной, в центре которой инсценировка поэмы «Тамбовская казначейша» М.Ю.Лермонтова. Учителя из Московской области делали ставку на столичный Дом-музей Лермонтова.Интересным показался тот факт, что словесники из российской глубинки предлагают сценарии внеклассных мероприятий, посвященные Кавказу. При этом Кавказ представляется в разных аспектах: и как место ссылки Лермонтова, и как колыбель его творчества, и как самая трагическая страница в жизни поэта. Следует отметить, что именно «кавказские» разработки оказались самыми яркими и оригинальными в номинации (например, заочная экскурсия «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ!», предложенная Н.М.Пешехоновой из Воронежской обл.).Внеклассная работа многими конкурсантами также строилась с использованием современных образовательных технологий. Особое внимание уделялось проектной деятельности. Как правило, в таком случае учителя обращались к элементам театральной педагогики: ученики выступали в качестве режиссеров спектаклей по лермонтовским произведениям, актеров, костюмеров. В отдельных случаях учителя выполняли исследовательские проекты совместно со своими учениками (пример тому – проект «И вижу я тебя ребенком…», выполненный пензенским педагогом Т.И.Телятниковой и ее учениками).Нельзя обойти вниманием и попытки учителей-словесников выйти на художественные коммуникации в литературном процессе, исследовать литературные диалоги Лермонтова и поэтов последующих поколений (пример тому – урок «Судьба поколения в лирике М.Лермонтова и Г.Тукая» С.Р.Асановой, Саратовская обл.; разработка классного часа «М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве А.А.Ахматовой» С.А.Шапиро, г. Петрозаводск).Очевидно, что желание участвовать в конкурсе побудило учителей пересмотреть свой методический арсенал, задуматься над тем, как они ведут уроки литературы: просто «проходят» классику («а зачем углубляться – ЕГЭ-то сдают всего 5% выпускников!») или же преподносят ее каждому ученику как некое откровение. По итогам конкурса музей-заповедник «Тарханы» готовит к изданию специальный сборник «Лермонтовские уроки», куда войдут лучшие конкурсные работы. Выход сборника намечен на апрель юбилейного, 2014 года, и по инициативе директора музея книга будет распространяться по школам России.Галина ПРАНЦОВА, профессор Пензенского государственного университета
Комментарии