search
main
0

О чем мечтает лист. Объяснение литературных терминов на примере детских творческих работ учащихся (по курсу Е.И.Матвеевой «Литературное чтение», 3‑й класс)

В каждом учебнике «Литературное чтение» Е.И.Матвеевой имеется словарь литературных терминов. Называется он «Словарик читателя» [1; 139‑140]. К 3‑му классу дети уже знают многие термины. Например, «диалог», «миниатюра» и т. д.

Мы хотели поделиться опытом, как можно объяснить литературные термины олицетворение, аннотация, пейзаж учащимся 3‑го класса, используя словарик читателя, предложенный автором учебника, опираясь на детские творческие работы. Эти приемы можно использовать в любом другом классе для более прочного усвоения программного материала.В словарике среди различных терминов есть термин олицетворение. Чтобы ознакомиться с ним, учащимся было предложено сочинить историю, в которой обычный листок сам рассказывает о своей жизни. Ребята выполняли эту работу в тетради по литературному чтению [2; 35‑36].Саша К. написал сочинение на тему «О чем мечтает лист»:Я лист бумаги белый,Блестящий, гладкий, смелый.Когда на мне рисуют,Меня интересует,Что будет на картине:Собаки, птицы, свиньи?А может, дом с окошком?Котенок или кошка?Я жил в лесу когда-то,Был деревом, ребята.И видел я так мало,Что очень грустно стало.Теперь лежу я на столе,Пусть нарисуют все на мне!После чтения детских сочинений на уроке ученикам были предложены следующие вопросы:- Можно ли, на ваш взгляд, назвать листок живым существом?- Подумайте, нет ли в нашем словарике читателя нового приема, который помог оживить героев ваших сочинений?Дети безошибочно определили, что это олицетворение.Смысл этого термина закрепляется после прочтения детьми рассказов в учебнике.Следующий термин – аннотация. Как можно ознакомить учащихся с ним?Дети читают произведение «Ночь над белой луной», автор которого Вадим Николаевич Бурлак, и получают задание написать небольшой рассказ об отличительных особенностях и достоинствах этого произведения.Работа Ярослава О.: «В.Бурлак в своем рассказе «Ночь над белой луной» описывает, как засыпает станица, какие маленькие чудеса можно увидеть в летнюю теплую ночь».Учитель обращает внимание детей на термин аннотация в словарике читателя. Учащиеся сравнивают свою работу с определениями термина и доказывают, опираясь на объяснение термина из учебника, что у них получилась действительно аннотация. Некоторые учащиеся дополняют и исправляют свои рассказы, опираясь на определение.При таком подходе к работе этот термин хорошо усваивается.Еще один термин из словарика – пейзаж. Как можно построить работу с ним?К 3‑му классу дети умеют составлять тексты-описания. Чтобы ознакомить учащихся с новым термином словесный пейзаж, мы используем тетрадь по литературному чтению, где имеется текст – описание природы [3; 21]. Детям предлагается изменить его, включив в текст слова и выражения, которые позволяют создать более яркий образ осеннего сада. Учащиеся сравнивают два текста и приходят к выводу, что второй текст наиболее ярко показывает образ осени, так как возникают художественные образы пейзажей известных художников: Исаака Левитана, Ильи Остроухова и т. д. Появляется новый термин: словесный пейзаж.Мы вас ознакомили с тем, как проводится работа с тремя литературными терминами: олицетворение, аннотация, пейзаж. Аналогично можно построить работу и с другими терминами.1. Е.И.Матвеева. «Литературное чтение. Мир, созданный автором», 1‑я книга 3‑го класса. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014.2. Е.И.Матвеева. «Рабочие тетради №1 и №2». – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / сост. А.Б.Воронцов. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2011, 383 с.

​Марина БАРАНОВА, Надежда ДАВЫДОВА, лицей №2, Рыбинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте