search
main
0

О бедной зарплате замолвили слово. Начинается очередной этап реформирования Единой тарифной сетки

Повышение зарплаты учителям стало одной из тем обсуждения на недавнем совещании руководителей органов управления образованием субъектов РФ. Поводом было то, что после нескольких месяцев затишья правительство поручило Минтруду внести предложения по реформе Единой тарифной сетки. Минобразование совместно с ЦК Профсоюза работников народного образования и науки подготовило свой вариант перемен.

«Наши концептуальные подходы не изменились, – начала свое выступление заместитель начальника Управления экономики и социального развития Минобразования Галина Башкина. – За единицу – базовую ставку – принимаем уровень среднего полного образования. И предлагаем коэффициенты для среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также по уровню диплома. Минимальный размер оплаты труда соответствует работе, которая не требует профессиональной подготовки. Сейчас ожидаем его повышение до 900 рублей». Но этим надеждам не суждено было сбыться. На одном из последних заседаний Думы депутаты отклонили предложение о повышении минимальной зарплаты.

«Мы предлагаем сохранить государственные гарантии минимального уровня оплаты труда, – сообщила Галина Башкина. – Ими должны быть ставки заработной платы и оклады с учетом повышений. И чтобы регионы могли только прибавлять к зарплате, а меньше устанавливать ее не имели права. Профсоюзы подготовили проект федерального закона о системах оплаты труда работников бюджетных учреждений, в котором содержатся гарантии по оплате труда. Мы его направили в Минтруд».

Предложения Минобразования и профсоюза таковы. Ставки работников различаются в зависимости от уровня образования, профессионального стажа и занимаемой должности. То есть в сетку вводятся стажевые группы. Сейчас их шесть: до 2 лет, от 2 до 5, от 5 до 10, от 10 до 15, от 15 до 20, 20 лет и более.

Ставки устанавливаются также в соответствии с педагогическими должностями. То есть не указывается, в каком виде образовательного учреждения работает учитель. Первая группа должностей – это педагог, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, инструктор по труду, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель, концертмейстер учреждений дополнительного образования, старший вожатый, инструктор по физической культуре. Размеры ставок у них будут исходить из базового уровня – самые низкие. И дальше различные коэффициенты, в зависимости от стажа. Разница между первой стажевой группой и последней примерно два раза.

Вторая группа должностей – учителя, в том числе учитель-логопед, учитель-дефектолог, преподаватель ОБЖ и др. У них повышающий коэффициент 1,2 к базовому размеру. Плюс надбавки за стаж.

Высшая группа – мастера производственного обучения (не в школе) и преподаватели, работающие по программе начального и среднего профессионального образования. У них тоже зарплата назначается с повышающим коэффициентом и в зависимости от стажа.

Оклады руководящих работников устанавливаются в зависимости от группы по оплате труда. Они определяются на основе объемных показателей. Минобразование предполагает, что сейчас их должны определять учредители: либо федеральные органы, либо региональные.

Что касается уровня образования, то те, кто получал дипломы в советское время, будут приравнены к магистрам. Хотя надежда, что это предложение будет принято, не слишком велика.

То, сколько получит работник, также зависит от результатов аттестации. Пока по-прежнему остаются три квалификационные категории. В соответствии с ними предусмотрено существенное увеличение ставок и окладов, но одновременно должны ужесточиться требования к присвоению этих категорий. «Здесь еще нам предстоит поработать, – уточняет Галина Башкина. – Пока вырисовывается такой подход: кто не получил вторую квалификационную категорию, не получит первую и тем более высшую».

Эти квалификационные категории тоже разделяются по трем группам должностей. Но социальный педагог из квалификационных категорий выведен, потому что, как считают, его работа отличается все-таки от работы учителя, она больше организационная.

Отдельно выделены некоторые категории работников системы образования, такие как методисты и старшие методисты учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и различных кабинетов, объединений, отделов, центров и т.д., инструктора-методисты, психологи медико-педагогических комиссий, специалисты по работе с молодежью, а также дежурные по режиму учреждений для детей с девиантным поведением. Они также разделены на 4 стажевые группы: до 3 лет, от 3 до 6, от 6 до 9 и больше 9. К ним применяется коэффициент 2 и 3.

Учредители решают, к какой группе по оплате труда отнести общеобразовательную школу или школу-интернат, реабилитационную школу-интернат, что, похоже, на местах виднее.

Предлагается установить прибавку за почетное звание «Народный учитель» в 1 тыс. рублей, за почетное звание «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель», «Заслуженный мастер профтехобразования» – в 600 рублей, если это соответствует профилю работы. 800 рублей предлагается добавить за ученую степень доктора наук при условии соответствия ученой степени профилю деятельности учреждения и 400 рублей за ученую степень кандидата наук.

«Установление надбавок за ученые степени преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования мы также подготовили, отправили в Минтруд и в Минфин, – сообщила Галина Башкина. – Но Минфин отказал, ссылаясь на то, что это требует затрат. Минтруд отказал, ссылаясь на то, что в этих типах учреждений не требуется квалификация такого уровня».

Установить ставки заработной платы с повышающим коэффициентом предлагается за работу в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот, коррекционных учреждениях.

Предполагается, что надтарифный фонд составит не менее 40% фонда оплаты труда, сейчас он составляет 33%.

Предложения и расчеты таковы, что увеличение зарплаты практически всем работникам образования в среднем предлагается двухразовое. На что первый заместитель министра Виктор Болотов отреагировал так: «Для меня эти все расчеты – просто фантазии, несбыточная мечта. Разве что поговорить на эту тему… Съесть-то он съест, да кто ему даст…Попытка дать учителям по максимуму будет сделана, но шансов у нее маловато». Однако Галина Башкина посчитала, что увеличение задумано все же в рамках разумного.

«Путин поставил задачу увеличить ВВП в стране в два раза за 10 лет, а вы хотите добиться двукратного увеличения зарплаты за год, – продолжил разговор руководитель Департамента образования и науки администрации Самарской области Ефим Коган. – Фонд заработной платы – это 70-80% всего бюджета, а у некоторых и 90%.Недавно я был на мероприятии, где собрались представители сферы образования разных государств. И вот многие из них, причем и из богатых стран тоже, говорили почти в унисон о том, что столкнулись с одной чрезвычайно серьезной проблемой – невозможностью дальнейшего повышения зарплаты учителям. Их очень много, это массовая занятость, и бюджет не позволяет ее увеличить. И говорили о том, что надо начинать думать об использовании ресурсосберегающих технологий в образовании так, как это делают в промышленности. Такие технологии, которые позволяют уменьшить количество педагогов, безусловно, есть.

Например, у нас на одного учителя приходится 12-13 учеников, а в богатой стране США – 15. Может быть, до 9-го класса не нужно физики, химии, биологии как отдельных предметов – формировать лишь общее понятие, а к частному переходить потом? Что касается зарплаты, то правильно говорил наш первый замминистра: до тех пор, пока мы будем сидеть на почасовом принципе оплаты, педагог будет искать не средства усовершенствовать свою деятельность, а часы. Мы должны понять простую вещь: независимо от того, что мы с вами хотим получить, – что мы финансируем, то и производим. Если мы финансируем детей с отставанием в психическом развитии, то их станет больше на 5%, затем на 10%. Мы решили проверить, как работает почасовая оплата. В маленькой школе предложили каждому учителю заплатить за курс, а не за часы. Вот математика в 5-6-м классе будет стоить столько-то, а количество часов назначь сам. И оказалось, что на работу, которую они раньше делали, к примеру, за 100 часов, в этой программе ушло 60 часов. За те же деньги. Результат мы проверяли все равно не часами, а экспертизой».

Руководители Минобразования подчеркнули, что новая система оплаты труда будет еще предметом долгих переговоров с Минтрудом и Минфином. Хотя в этих ведомствах постоянно говорят о том, что сфера образования должна рассчитывать только на то, что сейчас имеет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте